Этот замечательный собор является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Его видно из многих уголков города и узнать его легко, по бело-голубой окраске фасада.
Воскресенский Смольный собор в стиле барокко начали строить в 1748 году по указу Елизаветы Петровны, которая хотела на месте "Смольного дома" возвести монастырский комплекс. Автором проекта был знаменитый архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство было завершено в 1835 году. Собор входит в состав ансамбля Смольного монастыря, являющегося девичьим и ныне упраздненным.
Для меня было открытием, что Смольный является храмом учащихся и учебных заведений Санкт-Петербурга. Статус этот присвоил Николай I в память матери императора, покровительнице юношества, императрице Марии Федоровне.
До революции 1917 года собор служил верой и правдой, а во времена революции было принято решение храм закрыть. Здесь был и склад декораций, и бункер, и противоатомное убежище.
И только в 1967 году началась реконструкция, после которого здесь разместили экспозицию музея истории Ленинграда. И только в 2010 году в Смольном соборе совершаются регулярные богослужения.
Название "Смольный" возникло благодаря тому, что во времена Петра I на этом месте варили и хранили смолу для постройки кораблей на Адмиралтейской верфи.
По храму проводятся обзорные экскурсии, а также различные тематические: Смольный институт благородных девиц, История Воскресенского Смольного монастыря и многие другие.
Я же побывала на экскурсии "Рождественские традиции в Смольном соборе", где рассказывали о том, как готовились к празднику и как совершали его в Петербурге в старые времена.
В 2018 году внутри Смольного собора установили скульптуру ангела с купола церкви Святой Великомученицы Екатерины, которая находится на Васильевском острове. Скульптура возвышалась там с 1823 года. Из-за аварийного состояния была снята, отреставрировала и помещена в храм, а на церковь Святой Екатерины установили копию.
Еще в Смольный собор приходят за видами со смотровой площадки одной из звонниц. С нее открываются впечатляющие виды на весь Петербург.
Есть такая легенда, что архитектор Джакомо Кваренги, который не любил стиль барокко и построил рядом Смольный институт, проходя мимо собора, восторгался им и выкрикивал: «Ecco una chiesa!» (Вот это храм!).
Это забавно, но многие здания Растрелли в Петербурге соседствуют с зданиями Кваренги.
Если вам понравился пост, поддержите его лайком, пожалуйста! И подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации! 😍