Найти тему
Литература о жизни

Матрена Тимофеевна в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Оглавление

Образ удивительной русской женщины показан нам в третьей части поэмы - "Крестьянка". О структуре и содержании этой части нужно говорить отдельно.

Здесь же разберем сам образ центральной героини этой части.

Как нашли наши странники Матрену Тимофеевну ? Посоветовали люди, узнавшие, что мужики ищут счастливую бабу:

Характеристика Матрены устами крестьян. На фото холмогорская порода
Характеристика Матрены устами крестьян. На фото холмогорская порода

Портрет Матрены

Сравнивая бабу с холмогорской коровой, крестьяне делают ей большой комплимент, потому что корова - символ жизни для крестьянина, главная его кормилица. А холмогорская - это в то время была как раз самая молочная порода.

И добрая крестьянка, по их мнению, должна быть как хорошая корова: крепкой, мощной, здоровой, способной и родить, и грудью выкормить как можно больше детей. И одновременно послушной и смиренной. Ведь с простой бабой, как и с коровой, никто, увы, не церемонился; терпеть нужно много - иначе и не выживешь!

Именно таковой является наша новая героиня. Она красива ("Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие"), опрятна ("рубаха белая"), имеет крепкую, приземленную фигуру.

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.


Роковая ошибка в личной жизни

Женщина вышла замуж по любви. Но "На горе — чужанин!", то есть из чужой деревни. Не думала Матрена о том, что прежде чем уезжать в его дом, надо бы узнать родню мужа, что за люди... Теперь, рассказывая странникам, она жалеет о том своем выборе:

Ах! что ты, парень, в девице
Нашел во мне хорошего?

Ах, кабы знать, говорит она сейчас, занавесилась бы тогда от Филиппа Корчагина яркой занавеской, чтобы он ее не заметил вовсе. Потому что не случилось у нее с ним "счастьица".

И несмотря на то, видимо, у других баб мужья еще равнодушнее. Потому что Матрена по доброте своей душевной считает:

То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать…»

Хотя один эпизод все нам говорит о том, насколько "хороший" муж был Филипп. За несправедливые замечания своих сестер и матери он, вместо того чтобы защитить Матрену, наоборот, "подбавляет" от себя жене удар за ударом. Но героиня рада и тому, что случилось такое лишь один раз.

Тут мужики начинают новую песню, которая подчеркивает, что бывают, действительно, мужья и свирепее Филиппа:

Мой постылый муж
Подымается:
За шелкову плеть
Принимается.

Главная причина несчастья Матрены - не сам муж, а его агрессивные домашние: свекр со свекровью, золовки и деверя. Все они - люди с каменным сердцем, бесчувственные, жестокие. Героиня абсолютно беззащитна и бесправна перед ними:

Ночь — слезами обливаюся,
День — как травка пристилаюся…
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..

Некрасов затрагивает важную тему семейных взаимоотношений, и в этом проблематика части "Крестьянка" (1873 год) соприкасается с драмой Островского "Гроза" (о которой я тоже писала), опубликованной на 14 лет раньше (в 1859).

Проблема рекрутчины

Эта боль и этот страх висел над каждой мужицкой семьей как дамоклов меч...

Ведь какой бы "постылый" ни был муж, без него баба в крестьянской Руси не выживет - станет просто нищей и пойдет по миру вместе с детьми. Поэтому пуще любого несчастья боялись все-таки остаться без мужа.

В главе "Трудный год" Матрена поет народную песню, в которой вся безысходность судьбы "солдатки" - бабы, супруга которой забрали в рекруты. Жизнь такой несчастной сравнивается с погребальным покрывалом:

На белом, снежном саване
Ни талой нет талиночки —
Нет у солдатки-матери
Во всем миру дружка!
(...)
Как справиться с убожеством?

Нет, не случилось такого горя с Матреной. Заберут лишь ее сына в будущем. А когда должны взять ее мужа, обратится она за помощью к Богородице и совершит небывалый поступок - обретет поддержку самой губернаторши.

Но сам страх внеочередной, несправедливой (да и "справедливой") рекрутчины мучил каждую бабу всю жизнь. В песне употребляются сильнейшие гиперболы:

Куда обиду сбыть?
В леса — леса повяли бы,
В луга — луга сгорели бы!
Во быструю реку?
Вода бы остоялася!
Носи, солдатка бедная,
С собой ее по гроб!

Вообще в главах, посвященных Матрене, много песен, что подчеркивает типичность ее судьбы для русской женщины. Все ее страхи и тревоги - все уже давно сложено и рассказано в народных песнях, потому что то миллионы русских баб пережили и проплакали те же самые беды.

Молитва Матрены

Молитва Матрены Тимофеевны
Молитва Матрены Тимофеевны

Не век было страдать Матрене, терпя унижения ее домашних. В предпоследней главе части "Крестьянка" Матрена, выйдя в поле, ощутила небывалый прилив светлого, духовного озарения, и взмолилась. Здесь наступает кульминация части. Бедная баба анализирует всю свою жизнь:

Владычица! во мне
Нет косточки неломаной,
(...)
Терплю и не ропщу!
Всю силу, богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Часть "Крестьянка". Глава 7 -"Губернаторша".
Часть "Крестьянка". Глава 7 -"Губернаторша".

Пресвятая заступница, как говорит героиня, помогла ей, и с той поры легче и радостнее стала ее жизнь.

Из повествования Матрены мы видим, что ей действительно во многом повезло больше, чем большинству русских баб: и в семье родной, до замужества ее холили-лелеяли (здесь тоже сходство с Катериной Островского), и муж не самый суровый. И губернаторша оказалась добрая - помогла, и поэтому супруг остался в семье. И дети есть, большинство выжили - тоже удача для того времени.

Но даже и такая, достигшая всеобщего уважения, убеждена: нет на Руси ни одной счастливой бабы. Слишком зависимое, шаткое и угнетенное у нее положение.

Идите вы к чиновнику,
К вельможному боярину,
Идите вы к царю,
А женщин вы не трогайте,-
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!