Найти тему
Amore ad Fantasize

Почему фантастика терпит упадок как жанр?

Дисклеймер: Автор не пропагандирует свои взгляды и не агитирует вас следовать им. Эта статья просто мнение о наболевшем, отдельные мысли. Автор очень любит фантастику и не призывает унижать, оскорблять тех авторов и те книги/фильмы, что не нравятся лично ему.

Вместо предисловия

Мы шагнули в 21 век, в век информационных технологий. Нас окружают даже по нынешним меркам фантастические гаджеты и технологии, которые бы раньше сравнили с магией. У нас появилось так много технических возможностей, и почти все они доступны широкой массе людей, однако, мы всё меньше фантазируем. Что я имею ввиду под этим? Это лирическое отступление подводит к той теме, которую хотел бы с вами обсудить. В ней будет несколько подпунктов, но все они будут так, или иначе взаимосвязаны.

Немного ностальгии

Прошлое столетие пестрило изданиями фантастических романов и подарило нашему миру кучу авторов, ставших классиками наравне с титанами мировой прозы.

Айзек Азимов, Станислав Лем, Артур Кларк, Джон Уиндэм, Фрэнк Герберт, Аркадий и Борис Стругацкие, Александр Беляев и многие другие. Сколько идей подарили нам эти люди? Сколько открытий они предрекли? Даже сейчас это вызывает воистину удивление. Я назвал лишь тех, кого лично считаю амбассадорами жанра, наиболее яркими его представителями, которые писали не просто фантастику, а твёрдую научную фантастику. Трудно придумать интересный вымышленный сюжет, наполненный непонятными технологиями, но ещё сложнее сделать так, чтобы в этот мир поверили, чтобы его пришествия ожидали. Я не буду перечислять произведения, ведь речь пойдёт не о них. Это будет пространный разговор, наполненный неким сожалением по утрате.

Примечание автора:
Я не стал указывать здесь более ранних авторов, вроде Герберта Уэллса, Жюля Верна и других, так как рассматривал только тех, которые жили уже в расцвет кинематографа, в эпоху его широкого распространения

А что сейчас?

Сразу оговорюсь, жанр не умер, у него имеется куча современных достойных представителей: Грег Иганн, Чарльз Стросс, Питет Уоттс, Вернор Виндж, Лю Цисинь и другие. Каждый из них тяготеет к тому же, что их старшие предшественники - предсказание будущего.

А сколько прошлый век подарил нам замечательных кинофраншиз этого жанра? Терминатор, Чужой, Звёздные войны, Назад в будущее, Парк Юрского периода, первая часть Матрицы, снятая за год до миллениума и многие другие.

Я нисколько не пытаюсь приуменьшить количество фантастических франшиз и ориджинал историй сейчас, но их качество вызывает определённые сомнения. Посмотрите на кино прошлого, почувствуйте какое оно самобытное, запоминающееся, какая живая у него душа. А ведь тогда технологии были весьма ограничены, эффекты создавались порой в ручную. Приход развитой компьютерной графики должен был предварить новую эру в жанре, дать ему новые инструменты, помочь изобразить то, чего нельзя было сделать раньше. Но что-то пошло не так. Вместе с тем, что эффекты стали распространённым явлением, они перестали качественно развиваться, люди перестали фантазировать. Большинство кино выглядит прилизанным, сглаженным, но каким-то совсем пластиковым и бездушным. А ведь некая небрежность, спорные моменты и решения ранее всегда вызывали много эмоций и хорошо запоминались. Я не могу вспомнить ни одного из фильмов с 2010 года, который бы меня зацепил и оставил свой отпечаток. Все они блеклые и будто сделанные под копирку по одному, единому для всех шаблону. Сделаны так, как нужно, а не такими, какими могли быть (если вы понимаете ход моей мысли).

Фантастика сейчас - просто сеттинг. Происходящее внутри произведения зачастую могло бы запросто обойтись без всей этой нелепой мишуры, наспех приделанной. Зачем смотреть очередную драму про подростков, любовные истории фриковато выглядящие на фоне футуристического окружения? Это подобно нелепым ролевым играм, которые могут вызвать лишь приступ испанского стыда. А чего стоит популяризация и одновременно с этим обесценивание жанра антиутопия такими франшизами, как Голодные игры, Дивергент и прочие.

Сложный жанр, задача которого предостеречь неприятные сценарии развития нашего общества, превратился в подростковые "сериалы" о не таких как все. Никаких крупных проектов вспомнить попросту не удаётся. В медиапространстве звучат лишь названия супергероики и проходных, полных пустоты картин, слабо имеющих отношение к фантастике. Возможно я выгляжу сейчас, как брюзжащий дед, который говорит "А вот раньше было лучше", "Трава была зеленее", но такие у меня ощущения и с этим поделать ничего не могу.

Чем сами богаты?

Отдельной истории заслуживает тема развития жанра на территории СНГ и конкретно современной России. Он терпит вырождение, превращается во что-то неприглядное, отталкивающее и совсем непохожее на фантастику. Про фильмы я лучше промолчу, так как сказать по большому счёту нечего. Их мало и они, что неудивительно не пользуются успехом, не несут никакого смысла и обречены на кассовый провал. Что касается книг, то тут та же история, что и с фэнтези. Все истории максимально однотипны, шаблонны, имеют картонных персонажей и невероятно скучны. Достаточно просто зайти в любой книжный магазин и бегло оглядеть взглядом полки с названием "Отечественная фантастика". Сплошь истории о попаданцах, войне, переложенной на другой сеттинг и время, составляющие одну огромную серию "Боевая фантастика". Возможно даже у этой серии имеются достойные её представители, но знакомится с ней без их знания, тем не менее, желания не возникает.

Этот немой крик души...
Этот немой крик души...

Тот же Владимир Сорокин, или Виктор Пелевин являются куда большими представителями жанра, хотя и имеют лишь очень косвенное отношение из-за специфики своего творчества. Их истории хотя бы интересны. Не одной твёрдой научной фантастикой мы сыты. Иногда хочется почитать и космооперу, и гротескные сказки, главное чтобы они были наполнены этим самым духом фантастики. От остального же веет какой-то прохладой и неприятным запахом, заставляющим морщиться лишь завидев издали.

Подытоживая некоторые вещи

Я верю и не стану отрицать, что есть и отечественные авторы, достойные продолжатели традиции жанра и развивающие его, однако, их крайне сложно отыскать в этом бесконечном потоке литературного непотребства.

Немного хотелось бы перефразировать знаменитые строки классика.

Товарищ, верь: взойдёт она
Звезда пленительного счастья
Наш жанр вспрянет ото сна,
И на обломках графоманий
Напишут лучших имена!
(Да простит мне А.С. Пушкин такое вольное переложение своего произведения).

А что в будущем и почему всё так?

В случае с кино можно было бы свалить всё на отсутствие предпосылок, идей, хороших первоисточников, однако, я уже оговорился выше, что и в нынешнее время достойного материала очень много. И я бы, пожалуй, не стал давить на то, чтобы одну из тех книг современных авторов, что я прочёл обязательно экранизировать. Такое может обернуться совсем другой, неприятной стороной. Возможно ещё не пришло то время, когда могли бы показать всё это. А может оно наоборот давным-давно ушло и фантастика осталась лишь рудиментом в культуре общества, которая никого уже давно не привлекает. По крайней мере режиссёры, сценаристы, да и актёры в том числе, не рискуют связываться с подобными проектами. Исключениями являются лишь нашумевшие "бестселлеры", экранизация которых лишь вопрос времени, либо упоминавшаяся ранее супергероика. Она умело вплелась в массовую культуру, нашла своего зрителя и теперь почивает на лаврах, собирая огромную жатву из сборов в кинопрокате.

Хотелось бы верить, что всё ещё способно поменяться в лучшую сторону. Звучит эгоистично, но такова природа человеческих желаний.

Хотелось бы верить, да верится с трудом. © UtopiaShow

Подписывайтесь, ставьте лайки и оставляйте свои комментарии! Расскажите, что вы думаете об этой теме?