Найти в Дзене
КиноРаритет

Военный пастух Тома Хэнкса отбивает от подводных волков морскую отару

Список номинантов на главную кинонаграду Америки ещё неизвестен, но некоторых кандидатов на звание оскароносца вычислить довольно легко. «КиноРаритет» уже писал, что пиксаровская «Душа» с 99-процентной вероятностью получит заветную статуэтку. А вот вам и ещё один фильм, который если и не будет осыпан наградами Американской киноакадемии, то, как минимум, войдёт в несколько номинаций. Самое забавное: может получиться так, что исполнитель главной роли получит ещё и «сценарную» номинацию.

Камера время от времени взмывает, чтобы взглядом Бога взирать сверху вниз на уничтожающих друг друга человечков
Камера время от времени взмывает, чтобы взглядом Бога взирать сверху вниз на уничтожающих друг друга человечков

В военном боевике «Грейхаунд» / Greyhound Том Хэнкс играет морского капитана Крауса, которому со вступлением Америки во Вторую мировую войну поручается конвоировать караваны с топливом, вооружением и продовольствием. Караваны должны пройти через Атлантику, кишащую подводными лодками Гитлера, и задача эта почти невыполнима.

Сценарий фильма написал сам Хэнкс, и получилось у него настолько хорошо, что – как сказано выше – вполне заслуживает «Оскара». Как и главная роль, что в случае с Хэнксом уже даже немного утомляет - ну нельзя же каждый раз настолько хорошо играть, надо и другим актёрам дать шанс за статуэтку лысого меченосца подержаться.

Том Хэнкс взял курс на очередной актёрский (а, может, и сценарный) "Оскар"
Том Хэнкс взял курс на очередной актёрский (а, может, и сценарный) "Оскар"

Хэнкс писал сценарии и раньше. Его перу принадлежит драматургия комедий «То, что ты делаешь», «Ларри Краун» и нескольких мини-сериалов. Но в случае с «Грейхаундом» он в сценарном уровне вышел на очень высокий уровень. Правда, у него была для этого хорошая литературная основа – книга Си Эс Фостера «Добрый пастырь».

Не знаю, как в книге, но в фильме обыгрываются оба смысла слова «пастырь». Герой Хэнкса – религиозный человек, который постоянно цитирует Библию и пытается ненавязчиво, собственным примером давать подчинённым пример высокоморального человека (который, например, ничуть не радуется смертям врагов – ведь это «загубленные души»). Вместе с тем, он показан действительно пастухом, который ведёт «отару» грузового каравана через опасные морские «поля».

Greyhound - это название корабля, на котором сражается с фрицами "морской пастух"
Greyhound - это название корабля, на котором сражается с фрицами "морской пастух"

Сравнение с пастухом и овцами особенно подчёркнуто образом врага. За караваном охотятся немецкие подводные лодки, и показаны они, словно стая волков. «Волчьей стаей» называют между собой шесть гитлеровских субмарин члены экипажа. Волчьим воем пытаются напугать американцев капитан одной из подлодок, врываясь в радиоэфир. Закадровая музыка, сопровождающая появление подводных лодок, тоже отдалённо напоминает волчий вой. Наконец, чтобы метафору уловил даже совсем ненаблюдательный зритель, на боку одной из лодок нарисована оскаленная волчья голова.

Для самых непонятливых метафора "пастырь защищает стадо от волков" проиллюстрирована в одном кадре "в лоб"
Для самых непонятливых метафора "пастырь защищает стадо от волков" проиллюстрирована в одном кадре "в лоб"

«Волки» голодны, не отстают от аппетитных «овец» морского каравана и топят одно судно за другим, не давая продыху «пастуху». Морские бои в «Грейхаунде» показаны с голливудским размахом. И хоть главным аттракционом фильма являются актёрские работы (даже самые эпизодические), на торпедирование кораблей и ответный огонь, на бомбардировку подводных лодок с самолётов союзников, смотреть очень увлекательно благодаря современным спецэффектам.

"Грейхаунд" - не только умное антивоенное кино, но и захватывающее зрелище
"Грейхаунд" - не только умное антивоенное кино, но и захватывающее зрелище

При этом «Грейхаунд» - кино очень старомодное (в хорошем смысле). Вот, вспомните сами, давно ли вы видели в современном кино главного героя, не расстающегося со Священным писанием? А много ли вы видели в последнее время военных фильмов, где чернокожим даётся роль «разносчика пищи» и не более? По современным меркам это просто немыслимо! Но Хэнкс на поводу новых требований не пошёл и показал отношение к чернокожим служакам таким, каким оно и было в 40-ые годы.

Фильм старомоден даже в хронометраже. Современный голливудский блокбастер должен идти часа два или даже три. Вопреки этому негласному правилу, «Грейхаунд» идёт всего 91 минуту, как какой-нибудь военный фильм тех же 40-х или 50-х годов.

PS Выражайте лайками и дизлайками отношение к прочитанному, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересненькое.