Остроконечный суконный шлем для армии, ставший впоследствии одним из главных символов «Орлёнка», придумал более ста лет назад русский̆ художник Василий Васнецов.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки
Что где-то в шкафу мы нашли...
Есть в календаре бесчисленных праздников, конечно, и те, что так или иначе касаются нашего любимого Всероссийского детского центра. И один из таких – День будёновки. Чуть более ста лет назад, 16 января 1919 года, появилось первое официальное описание этого зимнего головного убора для всех родов войск рабоче-крестьянской красной̆ армии (РККА). Того самого, который уже почти 54 года «носит» мальчишка, изображённый на логотипе «Орлёнка». Теперь настала очередь узнать и о знаменитой остроконечной «шапке», которая неразрывно в ассоциациях у очень многих людей связана не только с РККА, но и с ВДЦ. Она и станет героем сегодняшней статьи.
Первое рождение и связь с Древней Русью
История появления будёновки, как и всей послереволюционной формы бойцов Красной Армии, до сих пор вызывает жаркие споры. Самая распространённая версия, хоть и не подтверждена документами (их массово уничтожали в новой Советской Республике), вполне себе логична и основательна – форма, а вместе с ней и будёновка, появились в 1915-1916 годах. Её пошили специально для Парада Победы императорской армии, и автором был известный художник Василий Васнецов. Именно с ним в первую очередь и связывают необычный вид суконного шлема – Васнецов славился древнерусскими мотивами в своих работах. Поэтому и будёновка именовалась вначале среди солдат не иначе как «шапка-богатырка» – потому что действительно напоминала по своему виду древнерусский богатырский шлем «ерихонку».
В общем, большинство историков сходится на том, что придумать в те кратчайшие сроки, что были у революционеров, новую форму, было попросту нереально. Поэтому для нужд армии взяли ту, что уже была пошита. Понятно, что было её не так много, как требовалось, поэтому в мае 1918 года нарком по военным делам Троцкий создаёт комиссию по разработке новой формы для РККА, в состав которой вошли русские художники – В. Васнецов, Б. Кустодиев, М. Езучевский и другие. Они-то и создали на основе прежних (царских) эскизов все виды обмундирования для Красной Армии. В том числе и остроконечный головной убор.
Первой частью РККА, одетой по новому образцу, стал Иваново-Вознесенский красногвардейский отряд, который направился в войска под командованием Михаила Фрунзе, из-за чего шлему из сукна на ватной подкладке дали новое прозвище – «фрунзевка». Для зимнего времени головной убор сделали более остроконечным. Этот шлем и назвали «будёновкой» – по фамилии командующего дивизии, в которой он впервые появился, Семёна Будённого.
Интересно, что в том же 1919 году, когда официально была принята в армии будёновка, были установлены шесть цветов её сукна для знаков различия родов войск. Спереди которых были, например, малиновый (для пехоты) и померанцевый (для артиллерии).
Летний вариант будёновки прослужил недолго. Уже в 1924 году был заменён фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев изменения фасона. Они стали менее высокими и более округлыми по форме.
Различные модели и модификации будёновки использовались частями РККА, а также советской милицией (летний вариант) до начала 1940-х годов. Официально её отменили 5 июля 1940 года и заменили шапкой-ушанкой, так как советско-финская война окончательно доказала, что так не обеспечивает достаточной защиты от морозов. Тем не менее, будёновка оставалась в действующих частях РККА на протяжении 1941-1942 годов, а кое-где (например, в тыловых частях, училищах, спецшколах, партизанских отрядах) её продолжали носить вплоть до 1944-1945 годов. Известны фотографии военнослужащих в будёновках, датируемые 1943 и началом 1944 года, а также фотографии освобождённых военнопленных в будёновках 1945 года.
Второе рождение. Свадьба в будёновках
В 1950-1960-х годах история будёновки обретает второе дыхание. Происходит романтизация Гражданской войны и её символов в искусстве – главным образом в фильмах и театрализованных постановках. Не могло обойти это стороной и появившийся на берегу Чёрного моря Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», названный в честь героя гремевшей на всю страну одноимённой песни. Мальчишка в будёновке и шинели, с горном в руке был одним из любимых героических образов в СССР.
Будёновка появилась в лагере в начале 1970-х. Носить её могли не все. Только вожатые, орлята из отряда барабанщиков и командиры отрядов. Постепенно она стала символом не только Гражданской войны, но и самого «Орлёнка».
– Отношение к ней было самое трепетное, как и ко всем символам в то время, по-другому просто быть не могло, – говорит Николай Зенцов, главный режиссёр Всероссийского детского центра, который приехал в «Орлёнок» вместе с женой в 1974 году. – Кстати, будёновку как элемент формы я больше нигде не встречал. Это орлятское явление.
Орлятские символы и традиции становились частью жизни тех, кто работал в «Орлёнке» в 1970-1980-х годах.
– Это было нам близко, на чём мы формировались как личности, ведь наше поколение воспитывалось на комсомольских идеалах, - рассказывает Наталья Белякова, учитель русского языка и литературы школы центра. – Даже наша свадебная церемония проходила полностью в комсомольской тематике. Причём это было не на орлятской земле, а в Ленинградской области. Мальчишники и девичники у нас состоялись в форме вечерних огоньков – собирались у костра, вели душевные разговоры, прямо как в «Орлёнке». Перед ЗАГСом мы тогда устроили настоящую линейку. Конечно, такое зрелище вызывало удивление прохожих и работников ЗАГСа, ведь они привыкли к классическим свадьбам, а тут... вместо фаты на голове будёновка, а на шее повязан гюйс, ведь я работала вожатой в дружине «Штормовая». Так как мой супруг Юра был членом педагогического отряда «Родник» – у них комиссары обязательно носили будёновку – как знак принадлежности к комсомольскому братству, она так же стала обязательным атрибутом нашей церемонии бракосочетания.
P.S.
Можно разное сейчас говорить про Гражданскую войну, советское время... В оценку этих периодов мы вдаваться не будем. Это всё – наша история. И символично, что всю её, начиная от древнерусских богатырей (помните про «ерехонку»?), связала через столетия будёновка, оставаясь и в 21 веке одним из главных символов «Орлёнка», которую гордо носит парень, изображённый на логотипе Всероссийского детского центра.
Подробную информацию об «Орлёнке», сменах, лагерях и о том, как попасть во Всероссийский детский центр, ищите на нашем сайте.
Подписывайтесь на социальные сети ВКонтакте, Instagram и Facebook.
Смотрите видеоотчёты на телеканале «Орлёнок TV».