"Последыш" - это единственный текст, который успел написать Некрасов для второй части своего произведения. Поэтому за этим текстом сохранился подзаголовок "Из второй части".
Эта вторая часть поэмы (или ее еще называют просто отдельной главой), написанная в 1872 году, через 11 лет после отмены крепостного права, показывает неприятие помещиком Утятиным реальности. Тема логически продолжает ту, что начата в главе "Помещик" из первой части поэмы.
Часть "Последыш" открывается картиной сенокоса в жаркую летнюю пору. Наши странники дошли до приволжской деревни Валахчина. Их тоже взяла охота покосить, и они с удовольствием помогают здешним мужикам -вахлакам.
Здешний староста Влас приказывает мужикам в присутствии местного помещика играть роль прежних крепостных. За это родственники князя обещают отдать крестьянам поемные луга:
Рассердится — поклон ему!
Похвалит вас — «ура» кричи…
Портрет помещика Утятина имеет гротескную деталь:
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Такое описание совпадает с образом булгаковского Воланда в романе "Мастер и Маргарита". Но если для Булгакова разные глаза (один живой и светящийся, другой мертвый и пустой)- символ загадочной амбивалентности, то для Некрасова - это признак хромой, ничтожной души. Левый глаз Утятина стал таким от шока, перенесенного после отмены крепостного права:
Хватил его удар!
Всю половину левую
Отбило: словно мертвая
И, как земля, черна…
Пропал ни за копеечку!
Известно, не корысть,
А спесь его подрезала...
С помощью трагикомической антитезы (еле дышащий инвалид-барин и преклоняющиеся перед ним мужики-богатыри) поэт воссоздает картину унижения народа, которое еще недавно было реальностью.
Через сатирическое изображение князя Утятина, или "последыша" (то есть последнего барина) автор показал, что многие дворяне никак не могут справиться с тем, что власть их потеряна.
Некрасов намеренно утрирует картину холопского уничижения с помощью разных эпизодов. Он вызывает таким образом гнев и омерзение перед тем, что составляло историю России столь долгое время.
Бурмистр) перед помещиком,
Как бес перед заутреней,
Юлил: «Так точно! Слушаю-с!»-
И кланялся помещику
Чуть-чуть не до земли.
А лакей Ипат до сих пор самозабвенно служит барину и даже не рад отмене крепостного права.
Он даже не понимает, что помещик третирует его как неживой предмет, вещь для забавы.
Вот одно из садистских развлечений Утятина: опускал Ипата в прорубь в одном неводе, вытаскивая его оттуда в другом. То есть не дозволял даже лакею самому выходить из ледяной воды. Раб должен был ждать, пока барин сам его оттуда вытащит...
А уже постаревшего своего лакея князь заставил играть на скрипке, посадив на верх телеги в метель. Кучеру он велел гнать быстрее! Конечно, бедный Ипат упал и сани проехались по нему.
Но Ипат не испытывает к самому себе никакого сочувствия, так как искренне не считает себя человеком, чего-либо достойным. Он мыслит себя вещью, которая создана для барского угождения и полностью в господском распоряжении.
Смерть Агапа Петрова
Долго ломали комедию перед Утятиным, пока один мужик, Агап Петров, доведенный руганью князя до предела, не сорвался на гнев:
Крестьянских душ владение
Покончено. Последыш ты!
Последыш ты!..
И князя опять хватил удар.
Приказ: пред всею вотчиной, В присутствии помещика, За дерзость беспримерную Агапа наказать.
Чтобы вылечить князя, несерьезный временный бурмистр Клим выдумал новую комедию: уговорили Агапа изображать стоны и крики, как будто и впрямь его бьют розгами. На самом деле его поили вином в это время.
Но "непоклончивый" Агап не выдержал такой гнусной, унизительной комедии и умер почти в тот же день...
Так Некрасов показал нам, что есть разные характеры на Руси: есть прирожденные лакеи, а есть такие натуры, как у Агапа, что имеют свое достоинство. Они не созданы для рабства, для них оно - мучение.
Душа Агапа от шутовской комедии его односельчан сломалась, и надорвалась его жизнь.
Эволюция проблематики
Посмотрев в первой части поэмы достаточно, наши герои теперь не спрашивают больше у встречных людей, хорошо ли им живется. Оставив сей наивный вопрос, они отвечают деду Власу, что ищут теперь именно мужицкое благосостояние.
Они поняли за время странствий, что всем живется трудно, но крестьянам труднее всего. Горе попов и помещиков - ничто в сравнении с бедами крестьянскими. И в них просыпается сочувствие к своему собственному сословию. Оно теперь занимает их больше, чем поиски счастливого сословия:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошенной волости,
Избыткова села!..»
Однако в деревне Валахчина они увидели лишь гиперболическое изображение мужицкого унижения перед бывшим барином. И когда тот умер, наследники князя и не думают отдавать им те луга и выгоды, что обещали им за всю сыгранную комедию холопского подчинения.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!