В самом начале обозначу, что эта статья для умных. Обладающих клиповым мышлением, не способных осилить "многа букав", кто залетел случайно в поисках пустой развлекухи, просьба не беспокоиться и проходить мимо.
Многие вообще не знают, что такое "категорически императив", а тем более Канта.
Почти все слышали поговорку о том, что
"не стоит делать другим того, чего не желаешь, чтобы другие сделать тебе"
И уж совсем из фольклора -
"не рой другому яму - сам в неё попадёшь"
Эти выражения очень близки к понятию категорического императив, но...
Но они как бы фокусируются на одном субъекте, что для большинства людей является лазейкой для нарушения правил, обосновывая это тем, что "один раз - не п...з"...
Т.е., если я один раз нарушу правило, то это никак не повлияет на общество в целом, а в худшем случае вернётся мне обратно разочек. Только и всего...
Но категорический императив Канта шире в понимании. Он отражает значимость любого действия человека на все общество в целом.
Понимать и трактовать его, имеет смысл, следующим образом. ИМХО
Любой ваш поступок (особенно эффектно рассматривать примеры негативных поступков) сразу становится всеобщим правилом, распространяющимся на всех остальных, которому они могут и будут следовать уже независимо от ВАС всегда и везде.
Несколько примеров:
1. Вы помогли другу, совершившему преступление, избежать наказания. Это значит, что теперь все преступники в обязательном порядке будут избегать наказания с помощью своих друзей.
Вы готовы к этому? Ведь преступление может быть направлено на вас или ваших близких. А преступник не будет наказан.
Более того, он не побоится совершить преступление, т.к. сумеет избежать наказания.
2. Вы соврали кому-то из своих родных, друзей или близких. Это значит, что вы создали обязательное правило, что все до единого ваши знакомые имеют право и будут врать вам, а вы не имеете ни малейшего права рассчитывать на их правдивость. Причём не только по отношению к вам, но и по отношению ко всем вашим близким. Ведь вы показали, что врать можно.
Думаю, что 2-х примеров достаточно, чтобы понять главное.
Нравственный человек, совершая любое социальное действие, следуя категорическому императиву Канта, оценивает это действие не только с точки зрения сиюмитности и ограниченности, а в глобальной социальной перспективе, как, если бы его действие являлось обязательным примером для подражания и повторения всеми остальными людьми.
Категорический императив, основанный на нравственности, мог бы сделать этот мир практически идеальным.
Ведь мы все реально понимаем, что такое хорошо, а что такое - плохо.
Проводя свои намеренья через призму категорического императива, нравственный человек просто не может поступить плохо, оценивая последствия дурных поступков.
Особенно это сильно сказывается при воспитании детей и вообще в отношениях с детьми.
Если кому-то всё равно, как отзовутся его поступки на нём самом, то неплохо работает такой приём, как абстрактный перенос поступка на своего ребёнка.
И тут возникают 3-и оценочных вопроса, которые могут работать как по-отдельности, так и в совокупности:
1. Являюсь ли я хорошим примером для своего ребёнка, совершая этот поступок? Или иначе... Не стыдно ли мне будет перед своим ребёнком за содеянное?
2. Достойно ли это подражания? Или иначе... Хотел бы я, чтобы мой ребёнок поступал так же?
3. Хотел бы я, чтобы с моим ребёнком поступали бы так же все окружающие?
Иногда перенос на своих детей работает лучше, чем прямая оценка собственных действий.
Особенно, если представить, что с твоим ребёнком так будут поступать в обязательном порядке все вокруг, т.к. своим поступком ты показал, что принимаешь возможность такого поведения и показал пример.
Если врёшь, то все будут обманывать твоего ребёнка.
Оскорбляешь и грубишь? Все и всегда будут точно также поступать с ним (вашим ребёнком) в обязательном порядке. И далее по списку всех непотребств.
Вот так оценивается категорический императив Канта.
Разумеется, что это идеальная модель упражнения и руководства к действию для нравственных интеллектуалов.
Что-то от императива зашифровано в понятии совести, у кого она есть.
А ведь кто-то вообще никогда не заморачивался тем, как его поступки влияют на окружающий Мир...
Но вот, что я знаю точно, так это то, что только благодаря тем, у кого есть совесть, и тем, кто следует императиву, может и не зная о нём, но догадываясь внутренним чутьём о его существовании, этот Мир пока ещё не развалился окончательно, несмотря на всяческие усилия бессовестных и безнравственных людей.
Если на чистоту, то не нужны даже религии со всеми канонами, заповедями и смертными грехами, для того, чтобы вести праведный и непорицаемый образ жизни.
Достаточно просто следовать категорическому императиву Канта.
(С) Михаил Шилов (malleus maximus)
#кухонныйфилософшилов