В мире есть способы поддерживать друг друга. Я имею в виду тех, кому тяжело. Как в истории «Старушка и ее однорукий названый сын. А еще кот». И вот еще одна история, которая в глаза не бросается. Очень хочу рассказать.
Две пожилые женщины. Разные. Одна верующая, другая атеистка. Одна работала доцентом на кафедре, другая продавцом в магазине. Казалось бы, очень разные. Объединяет их лестничная площадка. И еще кое-что.
Та, которая преподавала, классически одинокий человек, если так сказать можно. Была замужем – развелась. С бывшим мужем иногда переписываются в социальных сетях. У него другая семья, есть дети.
Мать у нее померла, сестер и братьев нет. Так и осталась одна.
Вторая была продавцом. Муж ушел в иной мир. Тоже нет ни сестры, ни брата. Есть двоюродные, но где-то далеко. Сын – инвалид, потерявший здоровье, живет с женой в Ленинградской области. Видимо, люди небогатые. Поэтому редко встречаются.
И вот две пожилые женщины остались одни.
Сначала просто друг к другу захаживали. А сейчас и дня друг без друга прожить не могут. У них даже режим дня одинаковый.
Вместе завтракают, обедают и ужинают. Получается спонтанно. Одна сварила щи – полную кастрюлю, значит, три дня у нее обедают. Другая потушила капусту – получается общий ужин. Если одновременно что-нибудь приготовят, то, значит, дня четыре можно не беспокоиться.
Не все гладко. Приходят и болезни. Та, которая преподавала, страдает гипертонией. Она лежит в постели, а подруга рядом с вязаньем сидит. И не беда, что многие вещи говорены-переговорены. Можно же просто помолчать. Когда люди становятся близкими, не обязательно трещать, как сверчок. Потому что между ними устанавливается понимание.
Если вторая заболела, встать не может, первая пропылесосит, приберет, комнату проветрит, в аптеку сходит и скорую у подъезда встретит.
Днем проверят телевизионную программу. Что-то понравилось – садятся и смотрят. На праздники непременно появляется выпечка, чтобы попить праздничный чай.
Они уважают друг друга. Если наступает время молитвы, то неверующая подружка к себе уйдет, чтобы не мешать. На эти темы не говорят. Зачем? У каждого свое.
Главное, как я говорил, уважать друг друга, не обижать. Большая часть жизни позади. Судьба свела. Оказалось, что вместе теплее, человечнее, добрее.
Единственное, что пугает, но они об этом стараются не говорить, - уход кого-нибудь. Им по 80 лет. Один уйдет, второму сиротливо станет. Жутко сиротливо.
Чужие женщины стали не чужими. И это одна из радостей жизни.
А пока можно заботиться друг о друге, потому что у них – у каждой – сердце есть.