В плену шаблонов…
В начале февраля 1994 года был выпущен седьмой альбом "Бравая", храбрая такая - один из лучших, по мнению поклонников Marillion. Почему прилагательное "Brave" выбрано в женском роде, вы узнаете из рассказа ниже.
Исполнитель: Marillion – Brave (Deluxe Edition 1994, прогрессивный рок)
Три сингла, последовательно изданные в феврале, марте и апреле того же года: "The Great Escape", "The Hollow Man", "Alone Again In The Lap Of Luxury" компанией-издателем EMI особо не продвигались.
Marillion 'The Great Escape'
Между тем популярность этой мрачной истории девушки-беглянки набирала обороты. В 1998 году по просьбам слушателей допечатали двухдисковое издание немалым тиражом. А в апреле 2005 году впечатлённый режиссёр Ричард Стэнли (Richard Stanley) даже снял 50-минутный фильм одевочке-подростке, которую нашли бродящей по Северному мосту без памяти о том, кто она такая.
Marillion - The great escape
По всем признакам здесь образовалась «легенда»: концептуальная работа, её путь «сквозь тернии к звёздам» и, даже, кино «по мотивам». Наконец, в 2018 году мифологию дополнили данным переизданием в медиа-буке с пятью дисками, один из которых действительно создаёт ценность – синий диск с объёмным звуком из рук самого Стивена Уилсона. На синем диске хватило места на DTS-HD MA 96/24 5.1, LPCM 96/24 5.0, LPCM 96/24 2.0.
Вот мы и разберём 5.1-микс «по полочкам».
1. Баланс. Не могу сказать, что миксер уж как-то бдительно следит за равномерностью звучания передней и задней панорам. Возможно, и сама музыка тому причиной. Многие композиции имеют тихие вокальные вступления с поддержкой одним синтезаторным аккордом. Куда их девать? Да, первое, что приходит в голову: вперёд, с вокалом в центре. Так, конечно, традиционнее (или просто лень «извращаться»), и пофиг, что тылы оголяются.
Уже потом, когда группа «разыграется», и заднее поле начинает звучать достаточно громко, можно говорить о балансе. К сожалению, ничего не сделано, чтобы разорвать этот шаблон. Ведь можно поместить вокалиста в «затылок», а синтезатор в по флангам, в углы… чтобы выровнять звучание. Но, нет… «неможно»! Частенько бывает, что усиленные барабаны + вокалист создают дисбаланс при формальном соблюдении паритета между панорамами.
По-настоящему «правильно» сведены финальные четыре трека, так как музыка начинается с «места в карьер». Конечно, это отразилось и на оценках: всем по 9. К слову, десяток я не обнаружил. Увы.
2. Дискретность. И здесь, надо признать, что фронтальная аранжировка «давит» тыльную. Задние каналы могут подключаться во время импровизационных частей композиции, «разрядок» и припевов. Слишком заметной дискретность я бы не назвал ни по части громкости, ни насыщенности. Обычно эхом заливаются тылы, в которых что-то негромко «урчит» звуковыми эффектами и двумя-тремя выпуклыми инструментами, доставшимися «фоном» из фронтов: барабаны, перкуссии, вокал, гитары. Из-за этой скудости я ставил многим номерам по 5, 6 и 7 баллов. И, конечно, сомнения одолевали меня: а, может, я не прав? Но когда я дошёл до завершающих программу номеров, настал момент истины. Не люблю, когда надо вслушиваться, чтобы понять, что происходит…
3. Динамика. Насколько «водяниста» музыка, настолько подвижны и звуки. Разок-другой промелькнула «пинг-понговость» в виде поканальной переклички вокалов (трек 14), несколько раз вокалы облетали тылы и прилетали с фронта (2, 5, 7).
Получается, если постараться вспомнить, чем запомнился микс, так на ум приходит только кода программы. В ней жизнь. А до ней: полу-жизнь. Взять, к примеру, идущие в связке треки 6, 7 и 8. Их эмбиентность плохо раскрыта. В потенциале много объёма, атмосферы, подвижного воздуха. Однако реализация почти никакая: вокал в центре, синтезатор спереди, дисбаланс. В принципе это касается всех подобных вещей. Когда как напористые композиции сведены интереснее. Ну, а ввиду того, что их счёт почти 60 на 40, то «победил» недоделанный эмбиент: 7 баллов за всё.
The Bridge / Living With The Big Lie - Marillion (Subtítulos en español)
Вот уже два дня я «гоняю» альбом, чтобы оценить для себя его художественную ценность. Когда-то давно он мне понравился… Но вот, пытаюсь вернуть назад то, что я нашёл в нём раньше и не могу. Весь этот «атмосферный» эмбиент мне кажется пустым и однотипным, как и роковые песни тоже. Хотя они по-своему и хороши, им не хватает цепкости, «законченной» мелодичности… всё льётся как пресная вода.
Не спасают даже как-бы нео-проговые импровизации. Клавишник «сидит» на одних и тех же нотах и звуках всю дорогу. Что «забой», как "Paper Lies", что ленивая синтезаторная «тянучка» невероятно затянуты, пусты и по сути есть «филлеры» (fillers) - балласт. А уж эта манера вокалиста нудить в запевах так вообще достаёт своей однотипностью. Он у них, похоже, и главный композитор, сочиняющий музыку под свои вокальные возможности. Нота вверх + две вниз, повтор. Нет, фишевские альбомы были интереснее! А этот не тянет даже до самого слабого с Фишем (Fish a/k/a Dereck Dick).
Издание рекомендуется только отпетым фанатам Хоггарта и его группы.
Marillion – Brave
Ладно, на очереди другие альбомы мультиканальной серии "Мариллион". Ищите рецензии на моём канале.
Другие многоканальные альбомы из мариллионоведения – науки о музыке Marillion:
Marillion "Script For A Jester’s Tear" Blu-ray 5.1: Шут наплакал
Σ = 7
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, живой центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Genesis "Trespass" DTS, SACD 5.1: Вторжение, прорыв и победа
Steve Hackett "Voyage Of The Acolyte" DTS 5.1 up-mix: Вояж, вояж… или Чудеса техники
The Pineapple Thief "Dissolution" DVD, Blu-ray 5.1: Мир разрушенных иллюзий. Часть 1, электрическая
Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм
Genesis "Nursery Cryme" DTS, SACD 5.1: Наша музыкальная шкатулка
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в1 = Yes + Genesis
Genesis "...And Then There Were Three..." DTS, SACD 5.1: И тогда их осталось трое
King Crimson "In The Wake Of Poseidon" DVD-Audio 5.1: от ELP к "Посейдону" и обратно
A King Crimson ProjeKct "A Scarcity Of Miracles" DVD-Audio 5.1: Компенсация нехватки чудес
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!
·