Найти тему
ТюлЕНЬ на плеТЕНЬ

Побывали на Востоке, отправляемся на Запад. Командировка в Болгарию.

Январь 2011 в плане рабочих будней прошел вполне себе буднично и повседневно. А вот февраль таил очередные сюрпризы международного характера.

Я не очень понял, с какими глобальными целями, но внутри СТФК было принято решение провести аудит производства МАДАРЫ. Напоминаю, компания болгарская, аудит, соответственно, в Болгарии. И отправить решили меня и еще 1 более опытного коллегу в помощь. Сам факт столь скорой командировки был для меня весьма неожиданным.

Ну раз надо, так надо. Зимний вылет в Варну. Оттуда меньше 70 км до песчаных пляжей курорта Золотые пески. Но нам в другую сторону, вглубь страны.

Шумен, городок на 80 тысяч жителей. В нем глобально и есть всего 1 производство: завод МАДАРА, на котором работают порядка 3000 жителей. Все остальное крутится вокруг завода: магазины, рынки, сервисные услуги, рестораны и общепит, пара гостиниц.

На горе над городом помпезный огромный в стиле советских мемориалов архитектурный комплекс в честь основателя Болгарии князя Кубрата. Якобы в этом самом месте он воткнул меч в землю и объявил о создании своего государства Болгария.

Тут самый Кубрат и его меч на горе над городом Шумен, Болгария. Ну и автор попал. Фото мое, февраль, 2011 г.
Тут самый Кубрат и его меч на горе над городом Шумен, Болгария. Ну и автор попал. Фото мое, февраль, 2011 г.

Сам завод расположен внизу и особо не впечатлил. Несмотря на огромную территорию и множество цехов, завод достаточно старый. Оборудование тоже древнее, преимущественно советских времен. Отсюда причины регулярного брака. При этом был практически полный цикл производства, включая свое литейное производство, мехоборабатывающие цеха, цех термички, и цех высокоточного оборудования (позднее видал и по "высокоточнее", в разы).

После сборочного конвейера несколько испытательных стендов для различных проверок качества собранной продукции, но проверка, преимущественно, выборочная.

Макет территории завода МАДАРА. Фото автора, февраль, 2011 год.
Макет территории завода МАДАРА. Фото автора, февраль, 2011 год.

Из того, что впечатлило: на территории завода 2 столовые, каждая на 700 посадочных мест, время обеда плавающее у разных служб и подразделений. 3000 человек сотрудников, питание для всех абсолютно бесплатное. Своя заводская пекарня на территории, весь хлеб и сладкая выпечка - только своя. "Излишки" сверх порций в меню можно приобрести по копеечным ценам домой.

Порции - огромные. В целом, это распространяется на всю Болгарию, включая завтраки в отеле. Я одним обеденным супом наелся на пару дней. А было еще второе: 2 здоровенные котлеты и пюре на 2-3 человек. Хлеб нарезается просто: наша классическая буханка делится на 4 части. 1 часть - 1 кусок. К обеденной порции полагается 2 куска хлеба (полбуханки), по хлебу можно взять добавку. После второго был чай и булочка с изюмом.

Что просто удивило: все руководство завода ест ровно в этой же столовой, в установленные обеденные часы, вместе с остальными рабочими. Включая собственника завода и Коммерческого директора, с которыми мы общались все дни аудита. На КАМАЗе и даже на более демократичном Мерсе я такого не встречал и близко. Да и навскидку вообще больше не вспомню ни одного предприятия, где топы бы питались вместе с работягами с производства.

В целом про аудит особо и сказать нечего. 2 дня ходили, смотрели, задавали вопросы по перечню. Больше такое, ознакомительное прибытие. А вот в последний день аудита нам устроили экскурсию!!! Просто ознакомительный тур через половину страны. Разве что до Софии не доехали.

Выехали мы чуть ли не в 7 утра. И нас сразу повезли на место исторической значимости для всех Балкан: Шипку. Место героизма, русского характера и славы русского оружия во времена русско-турецкой войны. Это было впечатляюще! В самой Болгарии в феврале уже ощущается ранняя весна, снега почти нет. Но на Шипке был туман, пурга и уйма снега.

Мемориал в честь Александра II и вклада русских войск в спасение Болгарии от турецкого ига. Фото автора, февраль, 2011 г.
Мемориал в честь Александра II и вклада русских войск в спасение Болгарии от турецкого ига. Фото автора, февраль, 2011 г.

На склонах, засаженных настоящим лесом, сохранены позиции русских батарей. Уж не знаю, насколько там исторические и оригинальные пушки, но выглядит грандиозно! Ощущается этот дух и историческая ценность событий, которые тут произошли несколько столетий назад.

Одна из позиций русских батарей на Шипке. Фото автора, февраль, 2011г.
Одна из позиций русских батарей на Шипке. Фото автора, февраль, 2011г.
Сквозь туман пробивается полуденное солнце. В тумане мемориал в память о потерях русских войск в Русско-турецкой войне. Фото автора, февраль, 2011г.
Сквозь туман пробивается полуденное солнце. В тумане мемориал в память о потерях русских войск в Русско-турецкой войне. Фото автора, февраль, 2011г.

В Болгарии, особенно среди старших поколей, видна сильная связь и благодарность России за вклад и сам факт существования Болгарии как независимого государства. Правда, молодежь уже выглядит и относится иначе, без особого трепета и почтения. Ну во всяком случае, мне так показалось.

Далее нас отвезли, если не путаю, в Габрово: деревня, которая до сих пор функционирует как исторический комплекс. Деревня находится на берегу стремительной горной реки и тут все построено на водяных колесах: мельница, лесопилка, "стиральная машина" в виде большого деревянного барабана на реке, кузница, гончарня. Люди, понятно, нанятые исполнять свою роль типа кузнеца или пекаря, за что получают зарплату. Но при этом производят различные ремесленные сувениры, в том числе национальную выпечку, которые можно приобрести. Очень интересно все это наблюдать.

Далее мы выдвинулись, как нам сказали в "третью столицу" Болгарии, Пловдив. Там был некий замок, но приехали мы поздно и нас туда не пустили. Но смотрелся он на фоне современных зданий города очень контрастненько.

Замок в Пловдиве, Болгария. Фото автора, февраль, 2011г.
Замок в Пловдиве, Болгария. Фото автора, февраль, 2011г.

Далее последовал глобальный обжирательный ужин в гостинице, которая располагалась в Пловдиве в каком-то двухэтажном здании, тоже напоминающем небольшой замок. С большим холлом, огромным камином. Владелец этой гостиницы был одноклассником Коммерческого директора МАДАРЫ и принял нас ну очень шикарно. Ели мы часа 3 без остановки, при том, что время было уже к 9 вечера. Ремень я расстегнул на 2 дополнительные дырки, ибо уже не влазило ничто и никуда. Отдельно скажу, что за 3 дня пребывания в Болгарии, в Россию я вернулся с 4мя дополнительными килограммами... впечатлений )

В последний день, перед отправкой в аэропорт Варны, мы заехали на завод и нам, помимо сувениров, выдали пачку очередных каталогов на мосты МАДАРЫ для автотехники КАМАЗ и запчасти к ним.

Один из 5 или 6 видов переданных бумажных каталогов. А их еще надо было запихать в багаж. Скан обложки каталога, делал автор, февраль, 2011г.
Один из 5 или 6 видов переданных бумажных каталогов. А их еще надо было запихать в багаж. Скан обложки каталога, делал автор, февраль, 2011г.

К сожалению, это были снова бумажные каталоги, для которых все еще не было электронного аналога. Поиск и идентификацию запчастей это никак не облегчало, посему никакого глобального эффекта на объемы продаж запчастей МАДАРА эта командировка не оказала. Хоть и была очень интересной, насыщенной и крайне обжирательной. Но какое это все имеет значение для работодателя при отсутствии результата?

Впрочем, своей вины или глобальной недоработки по данному направлению я не ощущал тогда, и не вижу сейчас, спустя 10 лет. Значит, все хорошо.