Январь 2011 в плане рабочих будней прошел вполне себе буднично и повседневно. А вот февраль таил очередные сюрпризы международного характера.
Я не очень понял, с какими глобальными целями, но внутри СТФК было принято решение провести аудит производства МАДАРЫ. Напоминаю, компания болгарская, аудит, соответственно, в Болгарии. И отправить решили меня и еще 1 более опытного коллегу в помощь. Сам факт столь скорой командировки был для меня весьма неожиданным.
Ну раз надо, так надо. Зимний вылет в Варну. Оттуда меньше 70 км до песчаных пляжей курорта Золотые пески. Но нам в другую сторону, вглубь страны.
Шумен, городок на 80 тысяч жителей. В нем глобально и есть всего 1 производство: завод МАДАРА, на котором работают порядка 3000 жителей. Все остальное крутится вокруг завода: магазины, рынки, сервисные услуги, рестораны и общепит, пара гостиниц.
На горе над городом помпезный огромный в стиле советских мемориалов архитектурный комплекс в честь основателя Болгарии князя Кубрата. Якобы в этом самом месте он воткнул меч в землю и объявил о создании своего государства Болгария.
Сам завод расположен внизу и особо не впечатлил. Несмотря на огромную территорию и множество цехов, завод достаточно старый. Оборудование тоже древнее, преимущественно советских времен. Отсюда причины регулярного брака. При этом был практически полный цикл производства, включая свое литейное производство, мехоборабатывающие цеха, цех термички, и цех высокоточного оборудования (позднее видал и по "высокоточнее", в разы).
После сборочного конвейера несколько испытательных стендов для различных проверок качества собранной продукции, но проверка, преимущественно, выборочная.
Из того, что впечатлило: на территории завода 2 столовые, каждая на 700 посадочных мест, время обеда плавающее у разных служб и подразделений. 3000 человек сотрудников, питание для всех абсолютно бесплатное. Своя заводская пекарня на территории, весь хлеб и сладкая выпечка - только своя. "Излишки" сверх порций в меню можно приобрести по копеечным ценам домой.
Порции - огромные. В целом, это распространяется на всю Болгарию, включая завтраки в отеле. Я одним обеденным супом наелся на пару дней. А было еще второе: 2 здоровенные котлеты и пюре на 2-3 человек. Хлеб нарезается просто: наша классическая буханка делится на 4 части. 1 часть - 1 кусок. К обеденной порции полагается 2 куска хлеба (полбуханки), по хлебу можно взять добавку. После второго был чай и булочка с изюмом.
Что просто удивило: все руководство завода ест ровно в этой же столовой, в установленные обеденные часы, вместе с остальными рабочими. Включая собственника завода и Коммерческого директора, с которыми мы общались все дни аудита. На КАМАЗе и даже на более демократичном Мерсе я такого не встречал и близко. Да и навскидку вообще больше не вспомню ни одного предприятия, где топы бы питались вместе с работягами с производства.
В целом про аудит особо и сказать нечего. 2 дня ходили, смотрели, задавали вопросы по перечню. Больше такое, ознакомительное прибытие. А вот в последний день аудита нам устроили экскурсию!!! Просто ознакомительный тур через половину страны. Разве что до Софии не доехали.
Выехали мы чуть ли не в 7 утра. И нас сразу повезли на место исторической значимости для всех Балкан: Шипку. Место героизма, русского характера и славы русского оружия во времена русско-турецкой войны. Это было впечатляюще! В самой Болгарии в феврале уже ощущается ранняя весна, снега почти нет. Но на Шипке был туман, пурга и уйма снега.
На склонах, засаженных настоящим лесом, сохранены позиции русских батарей. Уж не знаю, насколько там исторические и оригинальные пушки, но выглядит грандиозно! Ощущается этот дух и историческая ценность событий, которые тут произошли несколько столетий назад.
В Болгарии, особенно среди старших поколей, видна сильная связь и благодарность России за вклад и сам факт существования Болгарии как независимого государства. Правда, молодежь уже выглядит и относится иначе, без особого трепета и почтения. Ну во всяком случае, мне так показалось.
Далее нас отвезли, если не путаю, в Габрово: деревня, которая до сих пор функционирует как исторический комплекс. Деревня находится на берегу стремительной горной реки и тут все построено на водяных колесах: мельница, лесопилка, "стиральная машина" в виде большого деревянного барабана на реке, кузница, гончарня. Люди, понятно, нанятые исполнять свою роль типа кузнеца или пекаря, за что получают зарплату. Но при этом производят различные ремесленные сувениры, в том числе национальную выпечку, которые можно приобрести. Очень интересно все это наблюдать.
Далее мы выдвинулись, как нам сказали в "третью столицу" Болгарии, Пловдив. Там был некий замок, но приехали мы поздно и нас туда не пустили. Но смотрелся он на фоне современных зданий города очень контрастненько.
Далее последовал глобальный обжирательный ужин в гостинице, которая располагалась в Пловдиве в каком-то двухэтажном здании, тоже напоминающем небольшой замок. С большим холлом, огромным камином. Владелец этой гостиницы был одноклассником Коммерческого директора МАДАРЫ и принял нас ну очень шикарно. Ели мы часа 3 без остановки, при том, что время было уже к 9 вечера. Ремень я расстегнул на 2 дополнительные дырки, ибо уже не влазило ничто и никуда. Отдельно скажу, что за 3 дня пребывания в Болгарии, в Россию я вернулся с 4мя дополнительными килограммами... впечатлений )
В последний день, перед отправкой в аэропорт Варны, мы заехали на завод и нам, помимо сувениров, выдали пачку очередных каталогов на мосты МАДАРЫ для автотехники КАМАЗ и запчасти к ним.
К сожалению, это были снова бумажные каталоги, для которых все еще не было электронного аналога. Поиск и идентификацию запчастей это никак не облегчало, посему никакого глобального эффекта на объемы продаж запчастей МАДАРА эта командировка не оказала. Хоть и была очень интересной, насыщенной и крайне обжирательной. Но какое это все имеет значение для работодателя при отсутствии результата?
Впрочем, своей вины или глобальной недоработки по данному направлению я не ощущал тогда, и не вижу сейчас, спустя 10 лет. Значит, все хорошо.