Она была двоюродной правнучкой жены Александра Сергеевича Пушкина Натальи Гончаровой, делала эскизы для российского Дома моды Надежды Ломановой, сотрудничала с Домами мод Шанель и Мирбор, оформляла спектакли Дягилева и, конечно же, иллюстрировала сказки Пушкина.
А еще она была до конца дней верной спутницей Михаила Ларионова - супругой, единомышленником, другом. И имя ее НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА.
"Все, что до меня - мое", - заявляла Гончарова и работала во всех стилях: импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм (который они придумали совместно с Ларионовым), картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых. Кажется, в ее искусстве есть все.
Кстати, "Всёчество" - термин также придуманный супругами (время такое было - все всё что-то придумывали, открывали, эпатировали).
Гончарова категорически настаивает на том, что ВСЁЧЕСТВО - никоим образом НЕ ЭКЛЕКТИЗМ: "Эклектизм - одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет - мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть".
Наверное, самые дивные ее вещи - это холсты, связанные с традициями архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего церковного (ее мать была дочерью профессора московской духовной академии, так что, как говорится, сам бог велел ей отдаться всецело церковному лубку и иконописи).
Вообще, нужно сказать, что древнерусскую иконопись заново открыли именно в начале ХХ столетия. До 1904 года, а именно в этом году Василий Гурьянов снял оклад времён Годунова с "Троицы" Рублёва и начал постепенно снимать густой слой оливы с нее, раскрывая всю прелесть старого образа, древнерусское искусство много веков было скрыто под этим толстым слоем оливы и более поздними записями.
И вся САМОСТЬ русского авангарда не родилась бы без этого открытия, ибо ХУДОЖНИК ЕСТЬ ВСЕГДА ОТРАЖЕНИЕ СВОЕЙ ЭПОХИ (вспомним хотя бы эскизы фресковой живописи Малевича 1907 года).
И вот Гончарова создаёт свою серию "Жатвы", где, конечно, главенствующими были христианские апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия.
И вот ее чудо как прекрасный и боже какой семантически насыщенный "Урожай" (1911).
Напомню вам, что мотив жатвы традиционно связывается с концом жизни, поскольку сбор пшеницы есть сбор хлеба, ибо человечество - хлеб, который предстоит сожрать.
И тогда жнец - это не кто иной как Бог (он же Судья), а снопы - те самые сжатые человеческие жизни (народ Божий).
И общее зарево пылающего чистого жёлтого пятна есть не что иное как огонь, то есть наказание (ну и подспудно, конечно же, это уходящее вдаль поле пшеницы).
И всё предельно условно, доведено до знака. И всё максимально напряжено ритмической декоративной экспрессией: разнонаправленные линии колосьев, фигура жнеца, повёрнутая в жутко неудобной позе, остро контрастные цвета, мотивы полумесяца, повторяющиеся многократно, и это безумное чёрное солнце на мрачном тёмносиним небосводе.
Давайте по порядку.
С общим мотивом мы разобрались, также как и с образом самого жнеца, профильный большой глаз и довольно крупный нос которого призваны воскресить в памяти образы древнеассирийских богов.
1️⃣ Серп.
Серп - это не просто сельскохозяйственное орудие труда, это атрибут богини плодородия Деметры, знак-символ Луны, которая, к слову, там, сверху, такая яркая и огненно-красная, расположилась в аккурат посередине солнечного черного диска.
2️⃣ Луна.
Луна - это многовековой символ бессмертия, циклического обновления, возрождения, изобилия. Луна непосредственно связана с урожаем (по фазам луны определяли приливы и отливы, предсказывали каким будет урожай).
Растущая Луна есть добрая примета для роста и созревания зерновых культур.
Более того, полумесяц, концы которого смотрят вверх сочетает в себе символизм Луны и быка (или коровы), которые являются знаками плодородия.
3️⃣ Чёрное солнце.
Вообще, солнце есть Бог, а лучи солнца - Его всепроникающая власть.
Солнце и Луна вместе символизируют неразрывное божественное единства, такой знак высшей Силы.
Но перед нами не совсем обычное солнце, а чёрное. Но не стоит сразу вспоминать теорию Елены Блаватской и оккультизм, а вместе с ним и нацизм.
К слову о нацизме, мозаика на полу в штаб-квартире SS в замке Вевельсбург изображает как раз знак чёрного солнца. Собственно, сама аббревиатура SS и расшифровывалась мистиками как Schwarze Sonne, что в переводе с немецкого означает "Чёрное солнце".
У славян же Чёрное солнце знаменует связь с родом, с миром предков. И это, думается, наиболее близкое толкование, применительно к работе Гончаровой, для которой русскость (как, к слову, и для ее мужа) стояла на первом, втором и третьем месте.
Но, конечно, здесь не обошлось и без Ницше, который провозгласил, что Бог умер и, тем самым, уничтожил старые скрижали (новые как раз и формулировали, в том числе, художники ХХ века).
И, спешу заметить, что Гончарова опередила Малевича, который еще даже не начал размышлять над своим Чёрным квадратом (только в 1913 году выйдет опера "Победа над Солнцем", где Чёрный квадрат займёт место солнца).
И весь полиптих "Жатва", а вместе с ним и "Урожай" становится каким-то особенным, очень русским, как раз как икона, исключительным, ибо он мог появиться на свет только в России и только у русского художника.