Найти тему
Круто об искусстве

Просто сбор урожая или что-то больше?

Наталья Гончарова "Урожай", 1911. Фрагмент полиптиха "Жатва". Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталья Гончарова "Урожай", 1911. Фрагмент полиптиха "Жатва". Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Она была двоюродной правнучкой жены Александра Сергеевича Пушкина Натальи Гончаровой, делала эскизы для российского Дома моды Надежды Ломановой, сотрудничала с Домами мод Шанель и Мирбор, оформляла спектакли Дягилева и, конечно же, иллюстрировала сказки Пушкина.

А еще она была до конца дней верной спутницей Михаила Ларионова - супругой, единомышленником, другом. И имя ее НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА.

"Все, что до меня - мое", - заявляла Гончарова и работала во всех стилях: импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, лучизм (который они придумали совместно с Ларионовым), картины на религиозные темы, порицаемые церковью многочисленные неканонические изображения святых. Кажется, в ее искусстве есть все.

Кстати, "Всёчество" - термин также придуманный супругами (время такое было - все всё что-то придумывали, открывали, эпатировали).

Гончарова категорически настаивает на том, что ВСЁЧЕСТВО - никоим образом НЕ ЭКЛЕКТИЗМ: "Эклектизм - одеяло из лоскутов, сплошные швы. Раз шва нет - мое. Влияние иконы? Персидской миниатюры? Ассирии? Я не слепая. Не для того я смотрела, чтобы забыть".

Наверное, самые дивные ее вещи - это холсты, связанные с традициями архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего церковного (ее мать была дочерью профессора московской духовной академии, так что, как говорится, сам бог велел ей отдаться всецело церковному лубку и иконописи).

Вообще, нужно сказать, что древнерусскую иконопись заново открыли именно в начале ХХ столетия. До 1904 года, а именно в этом году Василий Гурьянов снял оклад времён Годунова с "Троицы" Рублёва и начал постепенно снимать густой слой оливы с нее, раскрывая всю прелесть старого образа, древнерусское искусство много веков было скрыто под этим толстым слоем оливы и более поздними записями.

И вся САМОСТЬ русского авангарда не родилась бы без этого открытия, ибо ХУДОЖНИК ЕСТЬ ВСЕГДА ОТРАЖЕНИЕ СВОЕЙ ЭПОХИ (вспомним хотя бы эскизы фресковой живописи Малевича 1907 года).

И вот Гончарова создаёт свою серию "Жатвы", где, конечно, главенствующими были христианские апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия.

И вот ее чудо как прекрасный и боже какой семантически насыщенный "Урожай" (1911).

Напомню вам, что мотив жатвы традиционно связывается с концом жизни, поскольку сбор пшеницы есть сбор хлеба, ибо человечество - хлеб, который предстоит сожрать.

И тогда жнец - это не кто иной как Бог (он же Судья), а снопы - те самые сжатые человеческие жизни (народ Божий).

И общее зарево пылающего чистого жёлтого пятна есть не что иное как огонь, то есть наказание (ну и подспудно, конечно же, это уходящее вдаль поле пшеницы).

И всё предельно условно, доведено до знака. И всё максимально напряжено ритмической декоративной экспрессией: разнонаправленные линии колосьев, фигура жнеца, повёрнутая в жутко неудобной позе, остро контрастные цвета, мотивы полумесяца, повторяющиеся многократно, и это безумное чёрное солнце на мрачном тёмносиним небосводе.

Давайте по порядку.

С общим мотивом мы разобрались, также как и с образом самого жнеца, профильный большой глаз и довольно крупный нос которого призваны воскресить в памяти образы древнеассирийских богов.

1️⃣ Серп.

Серп - это не просто сельскохозяйственное орудие труда, это атрибут богини плодородия Деметры, знак-символ Луны, которая, к слову, там, сверху, такая яркая и огненно-красная, расположилась в аккурат посередине солнечного черного диска.

2️⃣ Луна.

Луна - это многовековой символ бессмертия, циклического обновления, возрождения, изобилия. Луна непосредственно связана с урожаем (по фазам луны определяли приливы и отливы, предсказывали каким будет урожай).

Растущая Луна есть добрая примета для роста и созревания зерновых культур.

Более того, полумесяц, концы которого смотрят вверх сочетает в себе символизм Луны и быка (или коровы), которые являются знаками плодородия.

3️⃣ Чёрное солнце.

Вообще, солнце есть Бог, а лучи солнца - Его всепроникающая власть.

Солнце и Луна вместе символизируют неразрывное божественное единства, такой знак высшей Силы.

Но перед нами не совсем обычное солнце, а чёрное. Но не стоит сразу вспоминать теорию Елены Блаватской и оккультизм, а вместе с ним и нацизм.

К слову о нацизме, мозаика на полу в штаб-квартире SS в замке Вевельсбург изображает как раз знак чёрного солнца. Собственно, сама аббревиатура SS и расшифровывалась мистиками как Schwarze Sonne, что в переводе с немецкого означает "Чёрное солнце".

У славян же Чёрное солнце знаменует связь с родом, с миром предков. И это, думается, наиболее близкое толкование, применительно к работе Гончаровой, для которой русскость (как, к слову, и для ее мужа) стояла на первом, втором и третьем месте.

Но, конечно, здесь не обошлось и без Ницше, который провозгласил, что Бог умер и, тем самым, уничтожил старые скрижали (новые как раз и формулировали, в том числе, художники ХХ века).

И, спешу заметить, что Гончарова опередила Малевича, который еще даже не начал размышлять над своим Чёрным квадратом (только в 1913 году выйдет опера "Победа над Солнцем", где Чёрный квадрат займёт место солнца).

Наталья Гончарова Полиптих "Жатва", 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталья Гончарова Полиптих "Жатва", 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

И весь полиптих "Жатва", а вместе с ним и "Урожай" становится каким-то особенным, очень русским, как раз как икона, исключительным, ибо он мог появиться на свет только в России и только у русского художника.