Найти тему

Неопознанный объект: что такое нарушение сенсорного различения

Когда-то я написала ряд материалов по сенсорной интеграции ребенка. Но по самым простым темам, сегодня я хочу разобрать одну из самых сложных - нарушение сенсорного различения.

Напомню, что нейрокоррекция работает с чувствами и разными нарушениями обработки сигналов от чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, чувства пространства.

Перечислю, какие вообще бывают нарушения: поиск, избегание(гиперчувствительность), гипо-/недочувствительность, о них я уже писала, а также: нарушение сенсорного различения, постуральное расстройство и диспраксия.

Сенсорное неразличение больше всего похоже на сенсорную недочувствительность. Но если при недочувствительности реакция мозга притупленная, то при сенсорном различении сигналы неправильно сортируются и опознаются.

Давайте разберем разные дефекты нервной системы на примере слуха.

Поиск - ребенку нравятся определенные звуки, вокализирует, стучит по батареям, эхолалиет.

Избегание - не правятся определенные звуки, гиперакузия.

Недочувствительность - не вздрагивает от сильного шума, игнорирует некоторые звуки.

Нарушение сенсорного различения - "любимая" нами сенсорная алалия, когда человек слышит звуки, но полностью или частично лишен способности анализировать их и понимать речь, также может быть неразличение неречевых звуков и тональности голоса.

При недочувствительности человек может натыкаться на предметы, пить горячие напитки и переносить уколы без боли, долго смотреть на яркий свет без дискомфорта, запоздало реагировать на движущиеся предметы, основная проблема в том, что ребенок может пострадать от ожогов и травм.

У сенсорного неразличения другие трудности. Наиболее частая проблема у аутистов - лицевая слепота. Человек полностью и частично лишен способности распознавать лица. Также частое явление при аутизме, когда ребенок, обладая идеальным зрением, не может назвать его цвет, сказать какой предмет меньше, а какой больше или видит только один из группы предметов. Также у детей могут быть сложность с распознаванием предметов на ощупь.

Люди с сенсорным неразличением ведут себя нервно!
Люди с проблемами сенсорного различения иначе воспринимают мир, иногда это пугает
Люди с проблемами сенсорного различения иначе воспринимают мир, иногда это пугает

Потому что мир для них не такой, каким он кажется нам. Некоторые вещи в нем не имеют никакого смысла, а другие приобретают больше смысла, чем хотелось бы. Например, для моего сына первичная характеристика предмета - его цвет. Сейчас у нас такого почти нет, но раньше он правда, просил меня не карандаш , а синий, не кубик, а зеленый.

В медицинском аспекте все нарушения сенсорного различения называются одним словом - агнозия, а группа приобретенных расстройств зрения и слуха - афазия. В общем забейте в поисковик слово "агнозия" и ужаснитесь, сколько существует этих самых агнозий. Агнозия может быть врожденной, как в случае с аутизмом, или появиться вследствие травм, инсультов, заболеваний мозга.

Какие полезные вещи можно получить из этого знания?

1. Сенсорная система ребенка развивается одной из первых. Первые тесты "на интеллект" до 3-х лет - показать цвет, сложить пирамидку и т.п. - как раз проверяют работу сенсорной системы.

Неумение ребенка работать со своими сенсорным и ощущениями это не умственная отсталость!

2. Сенсорную систему можно и нужно тренировать. Это АБА-терапия, дефектологи, нейропсихологи, домашние сенсорные игры. Под каждое сенсорное нарушение можно подобрать свою программу упражнений.

Занимаясь с таким ребенком, ему нужно обильно подсказывать, например давать утрированно маленький и утрированно большой предмет для сравнения, много и часто повторять ему названия предметов.

3. Мозг человека - гибок, соседние нервные клетки могут взять на себя функцию поврежденных. В 2 года мой ребенок плохо понимал речь, были проблемы с узнаванием себя на фото и пр. Сейчас большинство этих проблем рассосались.

4. Если у ребенка сильное нарушение сенсорного различения, имеет смысл искать альтернативные решения. Например, общаться не словами , а записками и картинками, просить педагогов носить бейджи с именем и представляться, когда они заговаривают с ребенком. Надо научить ребенка адекватно реагировать на конфликты и конфузы, которые могут возникнуть, работать со стрессом, который он получает от неправильной работы сенсорной системы, например, ребенку может казаться, что дома качаются, обычные предметы могут вызывать панический страх.

5. Некоторые методики для реабилитации пожилых людей после инсульта подходят маленьким детям. Например, вот эта (есть в сети):

Т. Г. ВИЗЕЛЬ Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы.

Мы использовали ее для занятий с ребенком. Там есть неплохие упражнения для детей ОНР 3-4 и шаблоны вопросов для развития диалога.

Статьи по теме:

Что такое сенсорная интеграция?

Разрушитель: необычный способ справляться с детской агрессией

Так просто? Упражнения для снижения аутостимуляций