Каждую осень в поселке, где я живу, жгут костры. В безветренную холодную погоду сыроватый дым сжигаемой ботвы туманом висит над дорогами и жилыми домами, извещая об окончании летнего сезона. Приятного, конечно, мало, но потерпеть можно. Просто какое-то время лучше не выходить без надобности на улицу и всё.
Другие додумались выкидывать растительные остатки с огородов в мусорные баки. Совсем не знают основ плодородия почвы. Потом жалуются, что ничего не растёт и покупают овощи в сетевых магазинах.
Сам я ботву не сжигал никогда. Вообще никогда. И не выбрасывал.
В начале потому, что мне достался болотистый огород, который пришлось поднимать на сорок сантиметров. Кучка ботвы и веток с малины и смородины – жалкая капля по сравнению с тем объёмом земли, опила и соломы, которое пришлось завезти, но это не главное.
Потом пришло понимание сути живого земледелия, и с тех пор вся органика на моём огороде идёт в пищу червям и микроорганизмам, живущим в земле и это значимо повысило её отдачу.
На житейском уровне всё очень просто. Старые стебли малины я нарезаю кусочками по пять-десять сантиметров и оставляю их там же, где и срезал, на малиновой грядке. Тоже самое и с отжившими своё ветками смородины и яблони. Ведь все вещества, которые растение «собрало» чтобы расти из почты, воды, воздуха и солнечных лучей, все они уже есть в этих обрезках и в очередном цикле жизни за счёт них ему легче будет вырастить новые листья и принести больший урожай.
Точно так же поступает природа. Поваленные деревья, высохшие сучки, миллиарды тонн опавшей листвы в лесах падает под кроны живых деревьев и, разлагаясь, даёт силы жить своим более счастливым собратьям.
С ботвой поступаю иначе. Её просто прикапываю при осенней перекопке земли в тех местах, где в будущем планирую посадить подходящие для этого растения, капусту, лук, чеснок, тыквы, кабачки, бобы, горох. Весной, когда прохожу по этому месту с мотоблоком, органики там уже нет. Её съедают черви.
Крупные сучки деревьев сжигаю в бане. Это немного хлопотно, но позволяет рационально использовать всё, что даёт земля.
Некоторые со мной не согласятся, скажут, какая разница, горазда легче всё сжечь и разбросать золу, это такое же эффективное удобрение, и будут не правы.
Зола – это мёртвое, минеральное удобрение. Место, где его насыпали чуть больше, стараются покинуть земляные черви – создатели плодородного чернозёма. Сколько погибает микробов – сосчитать невозможно. Каждому приходилось видеть в лесу места кострищ, оставленные туристами. Они не зарастают годами и даже десятилетиями. Такая мёртвая земля, раскиданная по огороду, не сделает его плодородней.
Скажу больше. Благодаря закапыванию ботвы, листьев в землю, червей на участке стало настолько много, что отходов с собственного огорода им просто не хватает. Сразу после уборки я культивирую землю мотоблоком и густо, сплошным ковром сею сидераты. Чаще всего рожь. Она быстро растёт и своими густыми, мочковатыми корнями забивает большинство сорняков. Питаясь гниющими остатками, черви всю землю покрывают своими копролитами. Это остатки жизнедеятельности червей, которые продаются в магазинах в пакетах с землёй, под названием биогумус, и серьезно повышают её стоимость.
Кто-то скажет, много ты понимаешь, а как же болезни растений? Фитофтороз, бич паслёновых? Как оставлять заражённые им растения, он уничтожит весь урожай будущего года!
А то и скажу, что продавцы ядохимикатов завлекли вас в спираль деградации земли, из которой вы, скорее всего, не выберетесь! Поливая химией свои грядки, вы делаете их не пригодными не только для зловредного грибка, но и для полезных микроорганизмов, прогоняете со своих грядок червей. Без них земля будет скудеть, вам придётся применять удобрения. Если они будут минеральными, вы ещё больше погубите микробиоту почвы. Споры фитофторы могут долго храниться законсервированными в почве, а при благоприятных условиях вылезут на вашу картошку или помидоры.
А между тем, грибок фитофторы прекрасно поедается земляными червями. И подозреваю, что черви и микробы, живущие в земле, создают что-то такое, от чего у растений появляется иммунитет против болезней. Я не знаю, как это происходит, но заметил, что на грядках, где червей очень много, больше сотни на квадратный метр, фитофтора практически отсутствует. Даже тогда, когда у соседей за забором, буквально в метре от моей грядки, на кустах висят бурые, погибшие помидоры.
Новые правила пожарной безопасности запрещают сжигать мусор, траву, листву и иные отходы на территориях частных землевладений. Может, это повод, чтобы и другим хозяевам посмотреть в сторону живого земледелия?