Найти тему

Александр Кравцов: «Между учеником и ментором должна быть химия»

Оглавление

Александр Кравцов рассказал о понятии менторства, неудачных ситуациях с учениками, а также о том, как найти хорошего ментора. Публикуем главное из интервью наставника, работающего с топ-менеджерами крупного бизнеса и государственными деятелями. Лектором бизнес-школы «Сколково». Автором бестселлеров "Следующий уровень" и "Найди Ментора".

Про менторство

Ментор объединяет два функционала — это наставник, т.е. человек, который может научить чему-то критически важному. Ментор — это покровитель, т.е. человек, который может добавить со своей стороны ресурсы для имплементации чего-либо.

Говоря о разнице между менторством и коучингом — суть коучинга обычно сводится к модерации мозгового штурма. Поэтому задача коуча — извлечь возможности из человека, которым он занимается. #Ментор — это человек, который обычно предлагает готовые решения. Кроме того, для определенной категории людей коучинг может быть вреден, например, для людей Forbes, первых лиц крупнейших компаний, т.к. он нарушает некие принципы, которые заложены этими людьми в своей деятельности. В первую очередь, это касается делегирования. Вместо того, чтобы проделигировать некие мозговые штурмы другим людям, они вынуждены делать это самостоятельно. С точки зрения результативности это ниже.

Обычно, когда я начинаю заниматься человеком, первое, что мы делаем — ревизию персональной стратегии. У большинства с этим очень плохо. А у тех, у кого есть, она часто выстроена в интересах третьих лиц: жены, дети, работодатели, партнеры.

Как понять, что необходима помощь ментора

На каждый товар есть свой покупатель, всему свое время. Людям до 20-25 лет вполне можно выезжать на своих талантах, тем, кому 30-35, за счет определенных компетенций, а у людей более старшего возраста остается по сути два ресурса — связи, которые позволяют получить доступ к возможностям, и позиционирование, потому что большинство людей, к сожалению, не спозиционированы даже для самих себя и тем более не спозиционированы вовне. Например, вы позиционируете себя как предпринимателя. Звучит хорошо, но так могут назвать себя сотни тысяч людей в России. Позиционирование — это полено, из которого было бы неплохо настрогать буратино или даже щелкунчика. Лучше быть единственным в своем роде, в какой-то критически важной области или отрасли. Все это работает только в симбиозе связей и позиционирования.

Какими параметрами обладает человек, который к тебе приходит?

Во-первых, я работаю по сарафанному радио, т.е. я кем-то занимаюсь, они советуют меня своим друзьям и т.д. По сути есть три критерия работы со мной:

  1. наличие амбициозных целей;
  2. наличие, так называемой, химии. То есть мне должно быть комфортно с человеком;
  3. человек должен себе меня позволить.

Обычно обращаются люди, у которых не получается выйти на следующий уровень. Менторство для всех важно, но чем выше, тем оно зачастую становится единственным вариантом того, как можно пойти вверх. Ментор выступает в качестве своеобразного социального лифта.

Про понятие “следующий уровень”

В идеале речь о росте на порядок. Говоря в рамках терминологии, это перемещение в какую-то социальную группу. Это достаточно субъективная категория, каждый сам для себя ощущает, переместился он или нет. Речь идет о принципиально заметном качеством росте, который человек сам для себя идентифицирует как следующий уровень.

Про миссию

Я стремлюсь помочь сформироваться следующему поколению российской элиты. Сопутствую проявлению возможностей, которые у них образуются. Я верю, что на горизонте 3-7 лет произойдет тотальная смена элиты в России. Социальные лифты сработают. Моя задача — чтобы люди пришли к этим возможностям подготовленными, т.к. обычно время на раскачку отсутствует.

В свое время я преуспел в шахматах. Чем отличается опытный шахматист от начинающего? Тем, что в основе опытного шахматиста лежит многоходовая комбинация, которая с одной стороны, позволяет завуалировать замысел, тем самым встречая меньшее сопротивление, а с другой стороны, — собрать ресурсы заблаговременно. Даже с точки зрения нетворкинга — хотите провзаимодействовать с человеком сегодня — вчера с ним подружитесь, позавчера познакомьтесь. Сегодня, для нашего послезавтра — это позавчера.

Про неудачный опыт

У меня был однажды человек, который работал долго за рубежом, возглавлял дочернюю организацию одной из крупнейших российский компаний. По итогу его место кое-кому понадобилось, и его с почестями отправили на Родину. И вот он в районе 50 лет вернулся на Родину и познакомился со мной. Он решил не отправляться на пенсию, а оказаться снова в высшей лиге. Все должно было этому благоприятствовать, я его подготовил, и мы отправились знакомиться к фигурантам Forbes. И вот тут начались проблемы: вместо того, чтобы делать все то, о чем мы договаривались, человек начал говорить совершенно другие вещи. В итоге мы оттуда ушли, он покаялся, что был не прав, что на него что-то нашло, после чего мы пошли к другому человеку аналогичного свойства. Тот оказался менее добрым и запустил сначала пепельницу, потом стул в моего ученика. После этого мне пришлось с ним попрощаться. Обычно я безошибочно определяю такие вещи на предварительной стадии, но здесь был человек опытный, и я эту историю промограл.

Про бесплатное и платное менторство

Менторство может быть платным, может быть бесплатным. Я беру деньги для того, чтобы ученики серьезно отнеслись к тому, чем мы занимаемся и мне не пришлось за них заниматься имплементацией. В качестве эксперимента я пробовал заниматься без денег, но по итогу пришлось бегать за людьми, они относились к делу как зрители на стадионе: получится — будет забавно, не получится —- было прикольно. Но время слишком дорого, чтобы на такое размениваться.

Про секреты качественного роста

Секреты тех же “форбсов” — они могут на выступлении говорить разные вещи, но в приватных беседах признают, что ключевым фактором успеха является везение. Они отдают себе отчет, что были сотни людей, которые делали все то же самое, что и они, но не добились такого же успеха. Поэтому,как ни странно, 50 % успеха — это везение. Есть и другие 50% — вот с ними и нужно работать.

В целом есть огромная проблема — многие молодые ребята воспринимают вещи, которые эти люди говорят, либо то, что написано в книгах за чистую монету. По итогу оказываются в неком иллюзорном мире, но жизнь рано или поздно их возвращает к реальности. Реальность объективна и от нее никуда не денешься.

Про Forbes

Forbes — это бренд, это нужно понимать. Люди издают бумажные, электронные издания, более того, чтобы их читали, нужно немножко тасовать людей. Поэтому одному человеку в российском форбсе не получается его возглавлять все время. Все истории с форбсами относительны, я к тому, что есть совсем старые деньги, которые в Форбс не входят, но они еще более высокой весовой категории.

Как найти хорошего наставника

По сути ментор должен отвечать двум ключевым критериям: принципиально превосходить (чем больше, тем лучше), потому что так создается потенциал и для роста и для длительности отношений, а второе — отношения с ментором должны быть построены высокой степени близости, потому что это история про доверие, а доверие в нашем случае является ключевой ценностью. Это как хорошее вино — любые отношения требуют выдержки. Нельзя вернуться в 2004 год и сделать вино 2004 года, точно также нельзя вернуться в прошлое и выстроить какие-то отношения. Время определяет ценность не только, потому что его мало и оно уходит, а ещё и потому, что в нем нельзя вернуться назад и создать какие-то отношения раннее. Если мы говорим о создании отношения с ментором, то есть два формата взаимодействия: менторские отношения можно объявить или в них вступить. В зависимости от взаимоотношений с теми или иными людьми, можно либо формализовать эти отношения, либо их не объявлять. Ну и, конечно, между учеником и ментором должна быть химия.

Про путь к менторству

Я родился в семье военного и мы практически сразу после моего рождения уехали из Советского Союза в Германию. 5 лет в Германии, потом Москва, потом опять Германия. По итогу я оказался во время развала Союза на Украине, где закончил учебное заведение. Среди моих специализаций и прочего была идеология — я должен был стать комсомольским, потом партийным лидером. Пока я учился, Советский Союз развалился. По итогу, с одной стороны, я не комсомольский и не партийный лидер, а с другой, бэкграунд и достижения, связанные с шахматами привели меня в кабинет президента, потому что он у нас преподавал в том числе. Так я с раннего возраста стал заниматься людьми высокого уровня на Украине. К этому моменту туда стали приезжать, входить разные крупнейшие российские компании. Представителями этих компаний мне было заниматься еще интереснее, потому что обычно они имели хорошее западное образование. Чем люди интеллектуальнее, тем они и интереснее. По итогу мой портфель достаточно быстро наполнился москвичами. Здесь нет красивой истории, я просто 25 лет занимаюсь тем, что мне нравится.

Про российское и западное менторство

Все люди — два уха, два глаза, один нос. Здесь нет принципиальных отличий между западным и российским менторством. Есть, конечно, особенности в менталитете: например, в той же Америке, на западе дружат широко, но не глубоко, у нас обычно дружат глубоко, но не широко. Есть какие-то свои нюансы, но все это преодолимо. С точки зрения философии — доминирующее научное течение постсоветского пространства — материализм, в то время как на западе это идеализм. На мой взгляд, это некие цивилизационные отличия. Такой подход на западе приводит к более авантюрному подходу к жизни в целом. Например, для того, чтобы у нас стать экспертом, надо сесть за какую-нибудь тему, долго-долго над ней сидеть и по итогу, возможно, обрести экспертизу. На западе делают иначе -— человек берет и объявляет себя экспертом, какая-то часть людей ему верит и это позволяет ему обрести реальную экспертизу быстрее, если он, конечно, ставил перед собой такую цель.

Из чего формируется стоимость услуг

Для меня это проектная деятельность: базовый проект обычно стоит 9 миллионов рублей, есть облегченный за 6 и продвинутый за 12. Если нужно летать в другую страну — стоимость увеличивается. Отличается это все таймингом: за 6 — это полтора-два часа еженедельного общения в течение полугода-года, бывает и дольше. 9 — это три-четыре часа в неделю, 12 — анлимит. Чем больше тайминг, тем глубже это позволяет погрузиться в ситуацию и захватить больше сфер человека, гармонизировав их.

Каким параметрам должен обладать человек, чтобы быть результативным ментором

Во-первых, это склонность к систематизации. В моем понимании ментор — это для начала ученый, человек, который стал обладателем сакрального знания, которое он должен систематизировать трансформировать под себя таким образом, чтобы передавать его дальше.

Про тайм-менеджмент

В среднем количество новых людей, которыми я занимаюсь последние несколько лет колеблется от 18 до 24, это позволяет мне не нарушать свой жизненный баланс. Мой год состоит из трех частей — от Нового года до майских праздников, от майских праздников до конца лета и от конца лета до Нового года. Получается примерно по 16 рабочих недель. Между ними периоды резкого снижения деловой активности, которые раньше я проводил за рубежом. Это позволяет осуществить перезагрузку и иметь достаточно свежее мышление в рамках таких цифр. Если взять недельный цикл, то он выглядит следующим образом — я два дня в неделю посвящаю делу, два дня посвящаю себе, два дня семье и еще один день резервный — перебрасывается между этими тремя частями в зависимости от надобности. При этом два дня — это не обязательно жесткая установка, иногда это может быть 4 раза по полдня, зависит от ситуации.