Это продолжение серии статей о том, как распределялись немецкие самолёты по различным театрам военных действий в разные периоды войны. В предыдущих статьях я дал информацию по 42-му и 43-му годах, а по 41-му изначально не планировал. Мне казалось, что уж про лето 41-го написано много. Но так как появились просьбы от читателей, и выяснилось, что известно широкой аудитории немного, то появился этот материал.
Тем более, что там, откуда я брал данные, как раз есть цифры на 24-е июня 1941 года.
Как я уже писал ранее, я воспользовался уже готовыми данными и не проверял каждую цифру по немецким документам. Так что некоторые расхождения с другими источниками могут быть, но для понимания общей картины они не столь важны. К сожалению, в тех данных что имеются, почему-то нет информации по разведывательной авиации. Хотя есть данные по транспортным самолётам, которые я приводить не стал, так как в данном случае они точно не столь важны.
Итак, как же распределялась немецкая авиация в первые дни Великой Отечественной войны.
Для начала скажем, что на тот день в Люфтваффе имелось 3428 исправных боевых самолётов, включая транспортные. Одномоторных одноместных истребителей было 898, тяжелых и ночных истребителей имелось 253, 260 пикирующих и 931 двухмоторный бомбардировщик.
Начнём, конечно, с Восточного фронта.
1-й воздушный флот включал одну истребительную и две бомбардировочных эскадры, плюс две бомбардировочных и береговую группы. Всего 129 истребителя Bf.109 (98 исправный) и 270 бомбардировщиков (210 исправных) Ju.88A, включая торпедоносцы.
Всего 308 исправных самолётов.
2-й воздушный флот включал три истребительных, четыре бомбардировочных эскадры, эскадры тяжелых истребителей и истребителей бомбардировщиков, три эскадры пикирующих бомбардировщиков.
Всего 394 истребителя Bf.109 (309 исправных), 182 тяжелых истребителя Bf.110 (138 исправных), 110 бомбардировщиков He.111H (62 исправных), 77 бомбардировщиков Ju.88A (65 исправных), 102 бомбардировщика Do.17Z (66 исправных), 273 пикирующих бомбардировщика Ju.87D (184 исправных) и 13 штурмовиков Hs.123.
Всего 837 исправных самолётов.
4-й воздушный флот три истребительных и четыре бомбардировочных эскадры.
Всего 337 истребителя Bf.109 (259 исправных), 171 бомбардировщик He.111H (153 исправных), 163 бомбардировщика Ju.88A (146 исправных).
Всего 558 исправных самолётов.
5-й воздушный флот включал отдельные группы и имел 52 истребителя Bf.109E и Bf.109T(26 исправных), 12 тяжелых истребителей Bf.110 (7 исправных), 31 бомбардировщиков He.111H (26 исправных), 65 бомбардировщиков Ju.88A (41 исправный), 42 пикирующих бомбардировщика Ju.87B/R (39 исправных), 9 поплавковых торпедоносцев He.115B/C, из которых 8 исправных.
Всего 147 исправных самолётов.
10-й авиационный корпус, действовавший в Средиземноморье, состоял из бомбардировочной эскадры и восьми групп из разных эскадр.
Всего 34 истребителя Bf.109 (25 исправных), 29 тяжелых истребителей Bf.110 (22 исправных), 58 бомбардировщиков He.111H (17 исправных), 114 бомбардировщиков Ju.88A (37 исправных), 58 пикирующих бомбардировщика Ju.87D, из которых 37 исправных.
Всего 138 исправных самолётов.
3-й воздушный флот во Франции включал две истребительных эскадры и одиннадцать групп бомбардировщиков, тяжелых истребителей и береговых.
Всего 229 истребителей Bf.109 (190 исправных), 38 тяжелых истребителей Bf.110 (25 исправных), 105 бомбардировщиков He.111H (67 исправных), 43 бомбардировщика Do.217E (28 исправных), 46 бомбардировщиков-торпедоносцев Ju.88A (17 исправных), 9 поплавковых торпедоносцев He.115B/C (5 исправных), 21 патрульно-противолодочных самолёт FW.200C, из которых 4 исправных.
Всего 336 исправных самолётов.
Авиационное командование «Центр» (Luftwaffenbefehlshaber Mitte), в составе которого было одна неполная эскадра дневных и две (так же неполных) эскадры ночных истребителей, в общей сложности шесть групп.
Всего было 43 истребителей Bf.109 (37 исправных), 6 ночных истребителей Do.17Z (4 исправных), 5 ночных истребителей Do.215 (2 исправных), 36 ночных истребителей Ju.88C (19 исправных) и 147 ночных истребителей Bf.110, из которых исправных было 114.
Всего 176 исправных самолётов.
Таким образом получается, что против СССР (включив авиацию в Норвегии и Финляндии) было задействовано на эту дату 1572 исправных боевых самолёта, а на других театрах военных действий их было 650. При этом легко заметить, что на Западе было много самолётов неисправных. Что лишний раз подтверждает ужа давно нам известный факт: немцы собрали для нападения на Советский Союз практически всё, что могли задействовать.
Надеюсь, что и эта, и предыдущие мои статьи будут полезны как справочная информация.
Вот ссылки на две предыдущие части:
Как распределялись немецкие самолёты между Западным и Восточным фронтами в 42-м году?
Как распределялись силы Люфтваффе между Западным и Восточным фронтами в 43-м году?
На этом тема авиации, конечно, не исчерпана, будут и новые статьи, так что не забудьте подписаться на мой канал.