За что люди так любят "гангстерские саги"? Чем так привлекают эти Майклы Корлеоне, Саши Белые и их однообразные истории? Украл, продал, устранил. Украл, продал, устранил... Почему эта далёкая от большинства теневая сторона жизни так интересна?
У меня есть одна догадка.
"Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", – говорил Мефистофель.
Герой гангстерской саги "Крёстный отец" Майкл Корлеоне – наоборот, желал добра и именно поэтому был обречён творить зло. Он не собирался вставать во главе преступного клана. Ему пришлось это сделать, чтобы спасти отца и братьев. А дальше – одно цепляет другое... Он не хотел убивать – пришлось. Типичное "добро с кулаками".
Вспомним один из драматичнейших эпизодов фильма. Жена сообщает ему, что устала быть женой гангстера. Он кричит: "Я не желаю об этом слышать!" Это минута слабости. Человеку, вся жизнь которого – череда проблем, хочется покоя хотя бы в семье. Однако видя, что перед криком жена не отступает, Майкл берёт себя в руки и начинает её спокойно и ласково увещевать: всё будет хорошо, мы справимся, мы будем вместе...
Великолепная игра актёра даёт понять, что в этот момент он неискренен, он "работает" – решает проблему. Но жена тоже понимает это, и уже в следующее мгновение сообщает, что сделала аборт. А значит – с точки зрения Майкла – совершила предательство.
Именно с этого момента Майкл в фильме идёт вразнос. Из героя, вызывающего сочувствие, он превращается в классического злодея. Больше для него нет ничего святого. Нет никаких барьеров. Есть только "проблемы" и необходимость их "решать". Убирая людей. Всё.
Пересматривая этот эпизод, я вспоминаю другого человека. Ему тоже пришлось решить множество проблем и совершить много жестокостей и тоже – не для себя. О нём известно, что он лишь раз в жизни плакал – на похоронах покончившей с собой жены. Плакал и горестно обвинял её... в предательстве. Ведь она оставила одиннадцатилетнего сына и шестилетнюю дочку. Оставила мужа – наедине с кромешными проблемами и адовой работой.
Вопреки образу, создаваемому нынешней пропагандой ("историю пишут победители") Сталин был, насколько это позволяли ему обстоятельства, демократическим руководителем. Чистки, необходимость которых назрела и перезрела уже в 1930 году, начал лишь после двух событий: смерти жены (1932) и убийства Кирова (1934). Чистить авгиевы конюшни надо было давно – но чистить кровью, и нужен был толчок, импульс.
Так вот, о гангстерских сагах. Моя догадка в том, что массовый интерес к гангстерским сагам продиктован интересом к теме "физиологии власти". Власть (реальная, а не ширма) – это область, от людей совершенно закрытая. Мотивы её не ясны никому, кроме дураков (этим всегда всё ясно) и политологов (этих современных авгуров, гадателей по кишкам животных). Каждое очередное послание президента Федеральному собранию с последующими "трактованиями" напоминает мне эту забавную историю:
Ехал как-то в троллейбусе по Садовому, рядом две тётки приезжие с сумками. Остановка "Станция метро Сухаревская". Водитель объявляет: – Станстръсхрсъкъ... Одна тётка вскидывается: – Какая? Какая? Вторая медленно поворачивает к ней голову и поясняет замороженным голосом: - Трасса Христа...
Вот так и у нас. Президент говорит:
– Мнст фшрн кпътълв. Ндпстмст нцлвгъ сплзвънъ. Ткъ пбдм.
И начинается любимая русская забава:
– Что он сказал? Что сказал-то?
– Сказал "Трасса Христа", товарищи. Аллилуйя!
– Не-е, блин... Он говорит "кости хрустят"...
ХХ век создал у масс иллюзию, что власть "прозрачна". На самом деле это не так и никогда так не было. Так вот, именно истории возникновения и существования преступных кланов демонстрируют логику властных элит. Демонстрируют, конечно, на упрощённых моделях. Но, собственно, любые произведения искусства – это упрощённые (прояснённые) модели и есть. Для того искусство и существует – чтобы пояснять жизнь.
В фильмах бандиты становятся депутатами и помощниками депутатов. А раньше становились князьями и баронами. Собственно те "двадцать фамилий", которым принадлежит сегодняшний мир, и были некогда такими бандитами. Да и остаются. Пресловутые ротшильды, рокфеллеры, соросы, швабы – это их бухгалтеры и "консильери". А премьер-министры и президенты – что-то вроде "солдат" и "шестёрок". Скажите, что я не прав.
Далее:
Как вёл себя перед смертью и за что был казнён брат Ленина Александр Ульянов
Кто был прототипом агента Трианона из фильма «ТАСС уполномочен заявить»
Арест Берии. Воспоминания охранника
Самый знаменитый сумасшедший Москвы
Откуда взялось выражение «голубая кровь», и какого ещё цвета она бывает
Кто из известных артистов пробовался на роль Гитлера
Кто такой Василий Блаженный и почему его именем назван храм