Найти тему
Николаева Кристина

Причёски барокко: от строгости к легкомысленности

Я уже писала на своём канале о женской и мужской моде эпохи барокко. Но как-то упустила причёски. А ведь причёска может рассказать не только о самом человеке, но и об исследуемой эпохе. Но информации по ним не так много, так что давайте восполним этот пробел и поговорим о женских причёсках.

Посмотрите внимательно на портреты этих дам (листайте галерею). Совершенно разный силуэт и форма причёски, хотя между этими портретами прошло около 20 лет.

Царствовавшая испанская мода с её строгими, чёткими линиями, уступила место легкомысленным, буквально взбитым причёскам.

С тех пор как начала уменьшаться высота воротника, уменьшилась высота причёски. Волосы более не надо было зачёсывать наверх. С 1620-х годов в моду вошли новые веянья, у причёсок появилась легкомысленная чёлка.

Портрет Цицилии Ренаты Австрийской, королевы Польши, 1642 г. Модная деталь — это чёлка гарсетт.
Портрет Цицилии Ренаты Австрийской, королевы Польши, 1642 г. Модная деталь — это чёлка гарсетт.

Чёлка называлась «гарсетт» («девчонка»), а сама причёска туф. Туф несложная в исполнении причёска: волосы делились на фронтальную и затылочную часть. Волосы на затылке оформляли в аккуратный пучок, а по бокам — укладывали в объёмную укладку, иногда для этих целей используя подкладочный валик.

Амалия Ван Сольмс, Принцесса Оранская, ок. 1629 г. Причёска — Туф.
Амалия Ван Сольмс, Принцесса Оранская, ок. 1629 г. Причёска — Туф.

В отличие от моды конца XVI века волосы стали активно завивать. Вот один из вариантов причёски — называлась "Волнистая". Способ укладки практически такой же как и у "Туфа", вот только височные пряди завивались и укладывались в небрежные локоны.

Но помимо этих причёсок модными были и другие. Одной из таких причёсок были локоны "серпенто", данное название причёски возникло от слова Serpent - змея. Эта причёска отличалась от предыдущих только одним: теперь боковые пряди завиваются в тугие локоны и лежат на плечах словно змейки. Волосы на затылке так же собираются в пучок, такие пучки украшаются бантами.

Мария Генриетта Французская в роли Святой Екатерины Александрийской. ок. 1640-х. На этом портрете хорошо видны локоны "Серпенто". При этом совсем не видно чёлки.
Мария Генриетта Французская в роли Святой Екатерины Александрийской. ок. 1640-х. На этом портрете хорошо видны локоны "Серпенто". При этом совсем не видно чёлки.

На портрете королевы Польши вы наверное заметили небрежно выпавший из причёски локон. Данный локон это ещё одна модная деталь эпохи — "Мусташ" (от фр. moustache - ус), его ещё называли "Локон любви".

Автором даной причёски был герцог де Каденетт и называлась она «а-ля Каденетт». Изначально эта причёска была чисто мужской, но милая деталь так приглянулась дамам, что они позаимствовали и адаптировали под себя.

Сравните:

Ну а после смерти короля Людовика XIII мода на такие причёски прошла... Наступила новая эпоха, а вместе с ним и мода на новые причёски.

О первой моде на стрижку среди женщин, знаменитый "Фонтанж" я расскажу в следующей статье. А пока, ставьте лайки и пишите в комментариях, какая причёска приглянулась больше всего. Ну а если, вы ещё не подписаны на канал, то скорее подписывайся. Дальше будет интереснее.