Как изображать блестящие предметы?
Очень часто предметы из металла с блестящей поверхностью пишут серым цветом. Казалось бы, логично: сталь серая, алюминий тоже.
На самом деле это неправильно. Блестящая поверхность потому и блестящая, что она отражает все световые лучи, которые на неё попадают. И все цвета, соответственно. Поэтому она почти не имеет собственной окраски. А точнее, собственный цвет металла - не главное, что определяет вид блестящей поверхности.
Отражающую световые лучи гладкую, блестящую поверхность можно представить себе как поверхность зеркала. А зеркало, если немного пофантазировать, похоже на границу между двумя объёмными мирами - нашим и другим, точно таким же, но "наоборотным", перевёрнутым.
И поверхность полированного металла показывает все цвета того, перевёрнутого мира. А если она ровная, как зеркало, то и все предметы показывает, и их мы видим со своей точки зрения, из нашего мира.
Вот, допустим, кофейник, два мандарина и конфета "трюфель", которые лежат и стоят на полированном стальном блюде.
(Это я продолжаю серию этюдов по представлению, в которых исследую закономерности и правила живописи. Первая часть здесь, вторая по этой ссылке).
Нарисуем такой, представленный в уме, натюрморт.
Как будут выглядеть отражения предметов?
Они будут похожи на копии предметов, перевёрнутые вверх ногами и приставленные к настоящим предметам снизу. А строиться в пространстве они будут по правилам перспективы нашего мира, вот так:
И получается, что для того, чтобы написать блестящее блюдо, мы должны изобразить как бы видимый в нём кусочек перевёрнутого пространства, лучи цветов которого проходят сквозь границу миров, а роль границы выполняет поверхность блюда. При этом цвета, проходя через эту границу миров, немного теряют в насыщенности и светлоте.
Если сделать именно так, материальность металла будет передана верно.
(Конечно, в искривленной поверхности, например, блестящего самовара, форма отраженных предметов будет искажена).
Попробую выполнить этот этюд воображаемого натюрморта в технике акварельных карандашей. Честно говоря, я мало ими работала, нет особого навыка, посмотрим, что получится.
Ниже в галерее - три последовательных этапа рисования самих предметов. Помню о взаимном влиянии цветов предметов друг на друга, штриховкой ввожу нужный дополнительный оттенок.
Теперь - мир отражения. В блюде - цвета предметов и драпировок постановки. (Два фото в галерее).
Дальше хочу попробовать размыть акварельные карандаши водой, на то они и акварельные.
Размывать штрихи буду специальной кисточкой с резервуаром для воды, это удобно. Чуть нажимаешь на корпус, и выделяется капля воды.
Вот процесс раскрашивания и размывания, далёкий, честно говоря, от мастерства. Два фото.
И в конце я ещё раз прошлась карандашами, штрихом, сверху по просохшему этюду. И не удержалась, сделала блики белилами на выпуклых местах. Главное, не переборщить с эффектами.
Вот такой этюдик получился.
Вам успехов в творчестве!
Вот здесь можно посмотреть ещё один этюд с отражениями, выполненный акварелью с натуры.
А весь раздел статей этого канала по методике учебного рисунка и живописи, его содержание, как и все содержание канала, можно посмотреть на моем сайте.