Все заповедники России различаются по своим природным условиям, по набору охраняемых объектов, по составу видов флоры и фауны, короче каждый заповедник уникален по-своему. Сходны они лишь по своему режиму, запрещающему всякую хозяйственную деятельность и даже нахождение на территории без разрешения. Заповедная природа живет сама по себе, по своим законам, без всякого вмешательства человека. Эти земли, леса и воды изъяты из хозяйственного использования и, с точки зрения ресурсной экономики, для неё практически потеряны. Там никто не рубит лес, не добывает полезных ископаемых, не пашет землю и не добывает торф на болотах, не ловит рыбу, и даже ягоды в заповедных лесах и болотах тоже никто не собирает. На первый взгляд кажется, что все ресурсы, имеющиеся в заповеднике пропадают бесполезно для человека, поэтому любой заповедник – убыточен, это недополученная прибыль. Создавая заповедники, мы сознательно жертвуем частью своих возможных, потенциальных доходов, того, что бы мы получили, если бы заповедника здесь не было. Но польза природы определяется не только ресурсами, которые можно у неё взять. Зачастую заповедание может дать гораздо больший эффект за счет сохранения уникальных ландшафтов, редких природных объектов и видов животных и растений.
Итак, заповедник – это часть природной среды, изъятая из хозяйственного использования. Но давайте посмотрим, всегда ли это изъятие ведет к экономическим потерям? Ведь на заповедной территории продолжаются природные процессы, многие из которых идут здесь гораздо более эффективно, чем там, где ведется хозяйство.
Возьмем для примера наш Дарвинский заповедник. Он создавался на берегах рукотворного Рыбинского водохранилища, поглотившего огромную Молого-Шекснинскую низменность. До затопления действительно уникальными здесь были обширные пойменные луга в нижнем течении Мологи и Шексны. Но они были затоплены в первый же год после перекрытия плотины, их практически сразу скрыла вода искусственного водоема. А что осталось? Бедные лесные почвы, с растущими на них также довольно бедными водораздельными лесами, к тому же в значительной степени изреженными рубками и обширные сфагновые болота с небольшими озерами. В природе этой не было ничего уникального, ничего такого, ради чего, стоило бы создавать здесь заповедник. Почему же тогда, в тяжелый, практически ещё военный 1945 год на берегах не полностью заполненного водой Рыбинского водохранилища был создан Дарвинский заповедник?
Дело в том, что заповедник на полуострове в центре водохранилища создавался не столько для сохранения той природной среды, что существовала здесь на момент его образования, сколько с совершенно конкретной целью: выяснить, как будет влиять огромный искусственный водоем на все элементы природы. То есть главной, первоочередной задачей было изучение природных процессов и явлений под влиянием водохранилища. Заповедный режим в этом случае был условием чистоты эксперимента – не должно быть иных воздействий на природу, кроме непосредственного влияния нового водоема.
Когда создавалось водохранилище, никто не знал, какие будут последствия этого мощнейшего вмешательства в природные процессы, такого опыта не было ни у одной страны мира. Фактически заповедник создавался как лаборатория в природе, для того чтобы понять и оценить её ответную реакцию на этот масштабный человеческий эксперимент.
Для этого необходимо было наладить комплекс научных исследований, организовать слежение за ходом природных процессов, как мы сейчас говорим, мониторинг природной среды. Вот поэтому в заповеднике сразу же была создана своя метеостанция, начались регулярные наблюдения за уровнем водоёма, была создана система смотровых колодцев для наблюдения за уровнем грунтовых вод, выделены в натуре и обустроены десятки лесных пробных площадей с подробнейшим описанием древостоя, покрова и подлеска, заложены профили в зоне затопления для контроля за развитием растительности, определены места постоянных ихтиологических и гидрологических станций, пробные площади и маршруты для учета млекопитающих и птиц и другие мероприятия, для мониторинга природных явлений и процессов.
За годы своего существования коллектив заповедника изучил и подробно описал множество процессов, происходивших под влиянием Рыбинского водохранилища. Результаты этих исследований изложены в 75 томах ежегодных отчетов «Летописи природы», в 17 томах научных трудов, в сотнях статей в научных сборниках и журналах.
Заповеднику в 2021 будет уже 76 лет. Всходы сосны, появившиеся в 1945 году стали за это время спелыми лесами. А те молодняки, которым к моменту создания заповедника было 25-30 лет, перешагнули столетний рубеж. Под защитой заповедного режима в это же время шли процессы, на которые не влияла хозяйственная деятельность. Всё более зрелыми становились леса. Зарастали лесом вырубки, гари, бывшие поля и луга. В прибрежной зоне постепенно формировалась растительность, характерная для берегов крупных озёр.
Образовались тростниковые заросли, разрослись осочники, всё большие площади захватывали ивняки. В условиях заповедного режима, благоприятных для животных, избегающих хозяйственно освоенных территорий, сформировались популяции редких видов птиц, таких как скопа и орлан-белохвост.
Заселив сначала затопленные леса, эти виды заняли впоследствии всю прибрежную и центральную части заповедного полуострова. Численность их многократно возросла, и к настоящему времени сформировались популяции этих видов, уникальные для европейской части России. Этому способствовал заповедный режим в сочетании с хорошей кормовой базой прибрежной зоны продуктивного водоема. К 80-м годам прошлого века численность обоих видов возросла настолько, что все пригодные для заселения места в заповеднике оказались заняты. Но в гнездах каждый год появлялись новые птенцы.
Сотрудникам заповедника удалось хорошо изучить ситуации с тремя видами: скопой, орланом-белохвостом и лебедем-кликуном. Достигнув предельной плотности населения, эти виды стали расселяться за пределы заповедника, образуя новые поселения на сопредельных территориях. Орланы, скопы и лебеди осваивали озера Вологодского поозерья, побережья Белого и Онежского озер. Таким образом, влияние очага высокой плотности этих видов в Дарвинском заповеднике распространялось вплоть до Архангельской области и южной Карелии. Эти данные были получены в результате наших экспедиций по окружающим заповедник регионам и авиационных обследований побережий крупных озер.
То же самое происходило со многими видами охотничьих животных. В заповеднике отсутствует охота, при этом птицы и звери размножаются, их плотность населения возрастает, достигая полного насыщения территории, после чего молодняк начинает расселяться, выходя за пределы заповедника. Так, плотность населения медведя в заповеднике достигает 1,0-1,2 особи на тысячу га, в то время как в Вологодской области – 0,2-0,8 особи на тысячу га.
Из заповедника идет постоянное расселение медведей на окружающие территории. То же самое происходит с лосем, кабаном, другими видами зверей и многими видами птиц. Отследить это детально, как было сделано на примере редких видов птиц, не всегда возможно, но механизм процесса примерно такой же.
Таким образом, совершенно не уникальная территория, на которой был первоначально образован Дарвинский заповедник, с течением времени оказалась насыщенна редкими видами, обитающими здесь с рекордной плотностью населения. Заповедник стал источником расселения как редких, так и обычных видов животных на сопредельные территории, обеспечивая восполнение их популяций за его пределами.
Но это далеко не всё, что можно сказать о современном значении Дарвинского заповедника.
Заповедник – это не только сухопутная территория. Его общая площадь составляет 112,6 тыс. га из которых суша занимает 67,1 тыс. га, а прибрежные мелководья – 45,5 тыс. га. То есть почти половина общей площади – это вода, часть акватории Рыбинского водохранилища. Береговая линия низменного Молого-Шекснинского полуострова, на котором расположен заповедник, сильно изрезана. Здесь располагаются обширные заросшие водной растительностью заливы. Эти заливы за десятилетия заповедного режима стали главными нерестилищами всего водоема. В заповедной акватории не ведется промысловый лов, полностью запрещена любительская рыбалка. При этом на всей остальной акватории Рыбинки проводится интенсивный промысловый лов, да и нагрузка от любительского рыболовства ему почти не уступает. Слишком интенсивный вылов рыбы ведёт к истощению рыбных запасов. Сами рыбаки признают, что на сегодняшний день в Рыбинке рыба имеется лишь в заповеднике и вблизи его границ. А многие богатые в прошлом рыбные угодья на удалении от него сильно истощены.
Я не открою никакой тайны, если скажу, что благосостояние населения, живущего на побережьях водохранилища, в значительной степени определяется рыболовством. В деревнях на побережье мы видим достаточно обеспеченное население. Почти у каждого дома стоят неплохие автомобили, зачастую иностранного производства, на рыбалку многие рыболовы-промысловики ездят не на «Буранах», а на «Ямахах» и других импортных снегоходах. В деревнях побережья сплошь и рядом встречаются новые или хорошо отремонтированные благоустроенные дома, с автономным отоплением, водоснабжением и канализацией. На многих домах можно видеть спутниковые антенны, а в домах хорошую мебель, новые холодильники, телевизоры, компьютеры и другие атрибуты современной жизни. Причем принадлежат эти дома не приезжим дачникам, а местным жителям, которые занимаются рыболовством. Именно рыбалка обеспечивает рабочие места и приемлемые условия жизни жителей побережий Рыбинского водохранилища, а это население семи районов трёх областей – Вологодской, Ярославской и Тверской.
Но стоит только отъехать от водохранилища вглубь любой из этих областей километров на 50, как всё меняется. Мы увидим там привычную картину разрухи и запустения, характерную для российской глубинки, какой она предстает почти повсюду к северу от Москвы. Это зарастающие поля, почившие или чуть живые сельхозпредприятия, безработное нищее население.
Вывод из этого, казалось бы парадоксальный. Оказывается, изъятая из хозяйственного использования территория даёт колоссальный экономический эффект, в данном случае, за счет воспроизводства рыбных ресурсов на заповедных нерестилищах и местах нагула молоди рыб. Заповедный режим, охраняя рыбьи «детские сады», обеспечивает высокую отдачу, влияющую на качество жизни людей. Заповедная акватория составляет всего 10% водной площади Рыбинки. Но эти 10% расположены в наиболее благоприятных условиях и защищены режимом полной охраны. В этом и состоит определенная уникальность Дарвинского заповедника. Ведь если расселение редких и охотничьих видов происходит с любой особо охраняемой природной территории, то экономический эффект, сопоставимый с тем, что даёт Дарвинский региону Рыбинского водохранилища, аналогов не имеет.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал, и вы первыми узнаете о новых публикациях.
В наших материалах вы найдете не только общеизвестные факты о природе, но и результаты собственных наблюдений, уникальную информацию, которую вы больше нигде не встретите.
Другие публикации канала об истории и природе Дарвинского заповедника и Рыбинского водохранилища:
Живое сердце Рыбинского водохранилища
Остров Спангенберга. Что связывает известного зоолога с Дарвинским заповедником
Воспоминания о затопленных лесах
Моё путешествие по Дарвинскому заповеднику
Опасная и прекрасная зона временного затопления
Все наши тексты оригинальны, здесь нет перепостов, непроверенной информации и плохого русского языка.