Это продолжение серии статей о том, как распределялись немецкие самолёты по различным театрам военных действий в разные периоды войны. В предыдущей статье я дал информацию по лету 42-го года, а сейчас мы воспользуемся данными на 17-е мая 1943 года
Ещё раз повторю, что я пользовался уже готовыми данными и не проверял каждую цифру по немецким документам. Так что некоторые недочеты могут быть, но для понимания общей картины они не столь важны. К сожалению, в тех данных, что имеются, почему-то нет информации по разведывательной авиации. Хотя есть данные по транспортным самолётам, которые я приводить не стал, так как в данном случае они уж точно не столь важны.
Итак, 17-е мая 1943 года. Эта дата не очень удачная, так как к этому моменту уже заканчивалось воздушное сражение на Кубани, а в Северной Африке четыре дня назад капитулировали немецкие войска. Но что есть…
Всего на тот день в Люфтваффе числился 4641 исправный самолёт, включая транспортные. Все перечислять не буду, по основным типам было: 980 одномоторных истребителей, 61 штурмовик, 413 пикирующих и 1260 средних бомбардировщиков.
Начнём с Восточного фронта. Там находилось три воздушных флота.
В составе 1-го Воздушного флота были истребительная и бомбардировочная эскадры, группы пикирующих и ночных лёгких бомбардировщиков.
Всего 45 истребителей Bf.109 (41 исправный), 40 истребителей и 9 истребителей-бомбардировщиков FW.190 (37 исправных), 78 бомбардировщиков He.111H (74 исправных), 12 бомбардировщиков Do.17Z (хорватская эскадрилья), 51 пикирующий бомбардировщик Ju.87D, 84 самолёта (66 исправных) He.46, Ar.66, Go.145, FW.58 в качестве ночных бомбардировщиков.
Всего 281 исправный боевой самолёт.
В составе 4-го Воздушного флота были две истребительных и три бомбардировочных эскадры, три эскадры пикирующих бомбардировщиков и одна штурмовиков, группы тяжелых истребителей и ночных лёгких бомбардировщиков.
Всего 192 истребителя Bf.109 (105 исправных), 12 штурмовиков Bf.110G-2/R3 (7 исправных), 72 штурмовика FW.190 (55 исправных), 38 (34 исправных) штурмовиков Hs.129B и 12 (8 исправных) Hs.123A, 253 пикирующих бомбардировщика Ju.87D (201 исправный), 191 бомбардировщик He.111H (125 исправных), 102 бомбардировщика Ju.88A (63 исправных), 72 самолёта (33 исправных) He.46, Ar.66, W.34, FW.198A, Hs.126 и Go.145 в качестве ночных бомбардировщиков.
Всего 631 исправный боевой самолёт.
В составе 6-го Воздушного флота были одна истребительная и две бомбардировочных эскадры, эскадра пикирующих бомбардировщиков, группы лёгких и тяжелых истребителей и ночных лёгких бомбардировщиков.
Всего 16 истребителей Bf.109 (6 исправных), 157 истребителей FW.190A (102 исправных), 40 тяжёлых истребителей Bf.110 (32 исправных), 4 ночных истребителя Ju.88C (2 исправных), 75 бомбардировщиков He.111H (46 исправных), 98 бомбардировщика Ju.88A (50 исправных), 79 пикирующих бомбардировщика Ju.87D (72 исправных), 53 самолёта (49 исправных) He.46, Ar.66, FW.58 и Go.145 в качестве ночных бомбардировщиков.
Всего 364 исправных боевых самолёта.
В Финляндии и Норвегии находился 5-й Воздушный флот, который использовался как против наших войск на Крайнем Севере, так и против конвоев, следующих в СССР.
Всего было 149 истребителей Bf.109 и FW.190A (115 исправных), 12 тяжелых истребителей Bf.110F/G (8 исправных), 37 бомбардировщиков и торпедоносцев Ju.88A (32 исправных), 9 поплавковых торпедоносцев He.115B/C, 73 морских разведчиков BV.138A и Ar.196, из которых 57 исправных.
Всего 213 исправных самолётов.
В Италии находился 2-й Воздушный флот: три истребительных и шесть бомбардировочных эскадр, эскадра ночных истребителей, отдельные группы штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков.
Всего 309 истребителей Bf.109 (172 исправных), 61 тяжелый истребитель Bf.110 (28 исправных), 15 тяжелых истребителей Me.210A (6 исправных), 42 ночных истребителя Ju.88C (31 исправных), 42 штурмовика FW.190A (6 исправных), 10 штурмовиков Hs.129B, 37 бомбардировщиков He.111H (20 исправных), 243 бомбардировщика Ju.88A (136 исправных).
Всего 463 исправных самолёта.
На Балканах находилось авиационное командование Юго-Запад (Luftwaffenkommando Süd Ost) в составе которого одна группа: 40 истребителей Bf.109G.
Во Франции располагался 3-й Воздушный флот: две истребительных и две бомбардировочных эскадры и эскадра истребителей-бомбардировщиков (эскадра скоростных бомбардировщиков Schnellkampfgeschwader 10).
Всего было 326 истребителей FW.190A (296 исправный) и 42 Bf.109 (29 исправных), 37 тяжелых истребителя Ju.88C (28 исправных), 9 истребителей-бомбардировщиков Me.210A (3 исправных), 90 бомбардировщиков Do.217 (79 исправных), 1 неисправный бомбардировщик He.177A.
Всего 485 исправных самолётов.
В Германии и в Дании находилось авиационное командование «Центр» (Luftwaffenbefehlshaber Mitte), в составе которого было две эскадры и несколько групп дневных и четыре эскадры ночных истребителей, две эскадры и несколько групп бомбардировщиков.
Всего было 113 истребителей FW.190A (86 исправных), 186 истребителей Bf.109G (112 исправных), 82 ночных истребителя Do.217 и Do.215 (62 исправных), 40 ночных истребителей Ju.88C (33 исправных) и 295 ночных истребителей Bf.110, из которых исправных было 239, 127 бомбардировщиков и торпедоносцев Ju.88A (96 исправных), 72 бомбардировщика Do.217 (11 исправных), 69 бомбардировщиков He.111H (38 исправных), 53 бомбардировщика He.177A (26 исправных), 17 патрульно-противолодочных самолётов FW.200C, из которых 3 исправных.
Всего 722 исправных самолёта.
Таким образом получается, что против СССР (включив авиацию в Норвегии и Финляндии) было задействовано на эту дату 1489 исправных боевых самолётов, а на других театрах военных действий их было 1710.
Как мы видим, к лету 43-го года ситуация стала меняться. Несмотря на то, что Вермахт готовился к проведению операции «Цитадель» и стягивал значительный силы, в том числе и авиации, доля самолётов на Западе значительно возросла. К тому времени уже начались стратегические бомбардировки территории Третьего Рейха англо-американскими союзниками, боевые действия в Северной Африке потребовали так же значительных усилий со стороны Люфтваффе.
После выхода первой части, ко мне обратились с просьбой дать информацию и на лето 1941 года, что я сделаю в следующей статье. Так что не забудьте подписаться на мой канал.
Вот ссылка на предыдущую статью:
Как распределялись немецкие самолёты между Западным и Восточным фронтами в 42-м году?