Он поступил в Училище живописи и ваяния в тринадцать лет, и вскоре потерял и отца, и мать. Когда платить за обучение стало нечем, его отчислили – но тут же вернули: однокашники и преподаватели скинулись на учебу талантливому юноше. Перед тем как закрыть здание училища на ночь, сторож обходил все аудитории и не подозревал, что от него в шкафу частенько прячется студент Левитан: он оставался в классе, чтобы ночью спать на лавке - ему некуда было идти. Осиротевший и бездомный, он порой по три дня голодал. Но не отступал – он верил, что рожден быть художником.
"Осенний день. Сокольники" – один из редчайших пейзажей Левитана, на котором есть человек. В ненастный день по усыпанной опавшими листьями аллее старого парка идет изящная молодая женщина в черном. Причем, подсказал такую композицию и написал саму эту фигуру Николай Чехов, брат русского классика Антона Чехова и однокашник Левитана.
Несмотря на все ранние успехи и очевидный талант, Левитан так и не получит звания художника. Из училища он выйдет с дипломом "учителя чистописания". Ходят слухи, что многие преподаватели невзлюбили Исаака из-за его происхождения. По словам Константина Паустовского, «талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа». Зато студенческую работу "Осенний день. Сокольники" у Левитана за сто рублей покупает сам Павел Третьяков, первый галерист Москвы. И это самый престижный диплом.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее: