О героиней Ветхого Завета по имени Юдифь (женский вариант имени Иуда) мы поговорили в прошлой статье. Сегодня же мы ближе познакомимся с другой неоднозначной красавицей, пожелавшей смерти человеку посредством отсечения его головы. Речь пойдет о Саломее.
Имя "Саломея" имеет древнееврейское происхождение и вопреки своему значению («мирная», «спокойная»), связано с историей, выходящей за рамки подобных определений. Имя это носила иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении.
Мать Саломеи, Иродиада не раз публично изобличалась Иоанном Крестителем в грехе кровосмешения, которому она предалась позволив себе преступную связь с братом собственного мужа Ирода Филиппа I - Иродом Антипой. Он стал для нее вторым мужем при живом первом.
За это Иродиада затаила злобу на Иоанна Крестителя и, по синоптическим евангелиям, отомстила ему весьма изощренно. Дочь ее, Саломея, известная красавица и умелая танцовщица была приглашена на пир к Ироду Антипе, где поразив его чарующим танцем взяла с него публичное обещание выполнить любое ее желание. Долго придумывать не пришлось - подговоренная Иродиадой, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя на блюде. Обещание было исполнено и страшная участь постигла пророка, его голова была прислана в зал в тот же вечер и подана на блюде, которое Саломея преподнесла грешнице-матери.
В отличие от вскоре изгнанной вместе с Иродом Антипой Иродиады, судьба Саломеи сложилась белее удачно. Ее поступок вошел в историю, навсегда связав образ красавицы иудейки с сюжетом кровной мести, а ее основным атрибутом у художников разных эпох стало блюдо с окровавленной головой святого.
Сравнивая ее с образом Юдифи, мы понимаем, что помимо внешнего сходства сюжетов, между историями девушек много принципиальных различий:
- Юдифь - воинственна, мудра и осознанно рискует всем ради спасения родного народа. Голова Олоферна в картинах с ней - символ спасения и свободы.
- Соломея - юная красавица, оружием которой в осуществлении кровной мести стал танец. С ее легкой руки за истину был казнен один из самых значимых святых в христианстве. Голова Иоанна Крестителя в картинах с Саломеей - не атрибут, а его каноническое почитаемое изображение. Обретения его головы после нескольких утрат до сих пор празднуются церковью как важные события в христианской истории.
Впервые танцующей Саломею изобразил Беноццо Гоццоли. Здесь же девушка предстает верной дочерью, исполнившей пугающую просьбу матери:
У Караваджо Саломея отводит взгляд от окровавленной головы пророка, демонстрируя противоречия, захватившие ее мысли и душу:
Гюстав Моро изобразил два события в рамках одного сюжета. В первом эпизоде Саломея танцует перед Иродом Антипой, покоряя и обезоруживая царя, а второй эпизод демонстрирует явление головы Иоанна Крестителя ослепленной божественным светом Саломее:
Интересно интерпретируют сюжет художники рубежа 19-20 вв. Саломея Жана Беннера - наивное дитя, преисполненное верой в то, что защищает свою мать от злословия, но страдающее от неоднозначности произошедшего.
Франца фон Штук же изображает легкомысленную деву, продолжившую свой смертоносный танец после исполнения ее страшного желания.
История эта повлекла за собой различные варианты ее прочтения. Например, Белла Матвеева в своем диптихе "Антисаломея" интерпреирует сюжет в авторском ключе. Роль блюда здесь играет зеркало в котором отражается голова, но не святого, а другой привлекательной грешницы:
Сюжеты древности порой перекликаются деталями. Это связано со сходством культур и нравов, а порой с обычной путаницей при пересказе из уст в уста. Разобравшись детально с историческим контекстом и сюжетами, на которых основаны произведения искусства мы учимся видеть и считывать иконографию (регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен) различных, пусть и схожих в чем-то героев.
Материалы для статьи подготовлены при поддержке галереи современного искусства Арт Холдинг Татьяны Никитиной.