Найти в Дзене

"Нефундаментальное" образование. Антиметод

Оглавление

Почему я определяю школьное образование через отрицание? Почему не сказать позитивно: "поверхностное"?

Это указывало бы на возможность углубления.

Но невозможно углубить много мелких ямок. Потребуется прежде объединить ямки в одну. Если ямки не далеко друг от друга, то объединить в один котлован возможно.

Но с разорванным мышлением такой фокус получается крайне редко.

Поэтому - именно нефундаментальное.

(Эта статья - продолжение "сериала" о хорошем учителе и правильном обучении, начатое здесь.)

Это - антидерево. Оно похоже на настоящее, даже красивее. Но это - не дерево.
Это - антидерево. Оно похоже на настоящее, даже красивее. Но это - не дерево.

Как строят высокие здания

Я никогда не видел, чтобы строить дом начинали со второго этажа. А вы?

Строительство печки в деревне тоже редко начинают с трубы.

Любое строительство начинается с основания, фундамента. Шалаш можно построить и без основы, но лучше получается, если

"Дом я строю из камней, потому что всех умней".

Представьте ...

Вы прилетели совсем с другой планеты и спрашиваете существо, роющее глубокую уму и вновь засыпающее ее, но другим, не выкопанным ранее материалом.

- "Что вы делаете?"
-"Строю дом, высокую штуку из трех этажей".
- "Такую штуку вверх? А зачем вы копаете вниз?!"

Очень удивился бы инопланетянин неразумности человека, делающего противоположное задуманному.

Но именно на этой стадии закладываются возможности будущего сооружения. На одном фундаменте можно построить очень-очень-очень разные здания. А без фундамента - только "Домик Ниф-Нифа". Я знаю конкретные примеры с производством фундаментов на заводах тяжелого машиностроения под тяжелые уникальные станки.

Архитектуру здания можно изменить и после 2-го этажа. Без фундамента не построить и первого.

"Очевидные вещи ... Но как это относится к обучению?"

Я не собираюсь играть в Татьяну Черниговскую. Да и она заявила, что нам никогда не понять, как работает мозг …

Все теории на этот счет:

  • либо эмпирические (то есть не теории),
  • либо неправильные.

Разве были теории у Макаренко или Сухомлинского?

Может быть они сначала сделали, а потом описали то, что сделали? А вот Эльконин с Давыдовым поступили наоборот: сначала соорудили теорию, а потом ничего практически полезного не сделали.

А почему условные Макаренко и Сухомлинский делали именно так?

Возможно потому, что не умничали много, а много смотрели по сторонам?

Наблюдали и замечали.

Искали и находили эффективные аналогии в Природе и переводили их на язык обучения.

Если бы это было иначе - пришлось бы нам признать,что Природа не едина, а напоминает выкопанные в пустом пространства (???) отдельные ямки.

На школьное образование формирует у детей именно такой тип мышления: разорванный.

Явления Природы неизвестным нам образом удерживаются вместе. Несложно ведь догадаться, что и мышление - будь оно хоть зеркалом, хоть Причиной - обязано быть похожим на Природу?

Бессистемная система

Посмотрите - как осваивается новая территория?

  • Сначала зарастает травой. Разной. Видели вы когда-нибудь, чтобы единственным "лучшим" сортом травы?
  • Потом появляются кустарники. Разные, но менее разнообразные.
  • Потом березки, клены.
  • И крайне редко, если вообще когда-то, сразу, минуя эти стадии, вырастут дубравы.

И вырастают они далеко не везде.

  • В некоторых климатических зонах березы растут как трава.
  • В других - те же березы - буквально как трава ...

Период освоения можно назвать бессистемным. А по-другому - разнообразным. Избыточно разнообразным. Или фундаментальным.

Начало - это освоение. Более об этом сказать особенно нечего.

Антилошадь. Лошадь не должна есть кору, особенно домашняя сытая лошадь. так мы думаем ...
Антилошадь. Лошадь не должна есть кору, особенно домашняя сытая лошадь. так мы думаем ...

Бессистемное детство, бессистемное обучение

Как осваивают территорию жизни дети?

  • Избыточно разнообразно.
  • Противоположно тому, что теоретики-педагоги называют "системой".

(Очень похоже на мнение инопланетянина о целесообразности копания глубоко, чтобы строить высоко).

  • Можно добавить: дети буквально все пробуют буквально всеми доступными им органами чувств.

В рот тащат, в лужи лезут. "Рисуют" на асфальте, лазают на деревья. Делают то, чего не делает большинство взрослых, полагая это "Отвлечением от главного".

Похоже, это начальный этап любого обучения. Примеры мы находим в Природе буквально повсюду, а исключения не находим ни одного.

Разнообразие, избыточность и кажущаяся бессистемность - существенные признаки освоения новой территории, фундаментального развития.
Вероятно, и обучения человека - тоже.

По отношению к традиционным методам школы можно говорить об Антиметоде. Опять получается через отрицание? Не думаю, что это совпадение. Скорее, необходимость.

Дети много и бессистемно спрашивают

Обо всем и бессистемно. Либо мы пока не видим систему. С научной точки зрения - одно и то же. Дети составляют карту местности.

Строят фундамент.

"А это чё? А это зачем? Смотри, вон птичка полетела! А куда она полетела? А почему небо на землю не падает? А почему птичка не падает, она же не небо? Папа, у тебя что - голова болит?"

Если доверять Природе, антиметод эффективнее "уникальных авторских методик раннего развития" потому, что он работает миллионы лет. А "авторские методики" ... Ну нет пока свидетельств того, что они работают! С точки зрения науки - нет.

С точки зрения Природы - тоже нет.

Вот когда появятся первые представители нового вида человека - "Человек развившийся", обученный по "системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова", тогда можно и нужно будет вернуться к обсуждению статистически значимых результатов.

А пока "развивающее обучение" - "Все в сад!"

Пока - рулит Природа.

Как я начинаю задавать обучающие вопросы?

Естественно, следуя Антиметоду, подсказанному Природой.

В прошлой статье я начал тему "Хорошего учителя", на которую меня навел хороший вопрос умного человека, заставивший меня задуматься. Кажется, я показал там, как принципиально разрешается противоречие:

задавать наводящие вопросы нужно, чтобы человек смог найти ответ, и
задавать наводящие вопросы нельзя, ибо это не обучение, а натаскивание на известное.

А сейчас я показываю, как это делать не в принципе, а "в кожухе". То есть на одном примере.

"Скажи об этом что-нибудь".

Я начинаю не с того, что мне кажется правильным, а с того, что есть прямо сейчас.

Не в учебнике есть. Не в программе. Не в очень красивой педагогической теории. Не с того, что "должно быть", тем более - в будущем. Не с "зоны ближайшего развития". Я не настолько умный, чтобы знать будущее и на этом строить обучение своего ребенка. Я начинаю с того, что есть прямо сейчас - у ребенка.

И вступаю с этим в общение, то есть делаю это более реальным.

  • Можно вспомнить метод ассоциаций дедушки Фрейда.
  • Можно вспомнить архетипы К.Юнга, то ли психолога, то ли физика (после его встречи с Паули).
  • Можно даже вспомнить Платона и его "Пещеру". А можно и метафоры Вед, которые родились за тысячи лет до Платона.

Можно многое вспомнить. И я начинаю, задавая этот ненаводящий вопрос:

"Скажи об этом что-нибудь, что прямо сейчас приходит тебе на ум".

То есть - еще раз, я начинаю с того, что есть у ребенка, с его реальности. Я даже не пытаюсь предполагать, что он скажет, как я на это отвечу, что правильно в этой ситуации и куда мы придем в результате. Но я знаю, что, касаясь реальности, я не прогадаю. Не скачусь в какую-нибудь теорию, единственная польза которой - гонорар автора учебника.

А что потом?

Конечно, потом и я должен начать говорить …

Ну что же, здесь мы приходим к вопросам:

  • Нужен ли учитель и какова его роль? Можно ли учить детей по проводу?
  • Может ли человек, обученный алгоритмически, научиться думать? Даже если мы точно не знаем что значит "думать" и, тем более, "развиваться".
  • Можно ли научить конкретного человека по наперед заданной программе, последовательности или даже "индивидуальной траектории"?

Мы не знаем заранее, что именно на этой "территории" вырастет, в какой последовательности и в каком количестве. Ведь "освоение территории" - совсем не тоже самое, что "развитие".

А до какого возраста ребенок "осваивает территорию"?

Это бессмысленный вопрос о циклическом процессе с "возвращением к пройденному" - в самые непредвиденные моменты самым невероятным образом.

Прямо дурная диалектика какая-то получается))

Но она работает. Но не в массовом обучении. И ведь понятно почему?

Это не критика массового образования, а указание на факт, направление, очевидные вещи. Очевидные потому, что, приглядевшись, мы увидим это буквально повсюду.

Только в учебники смотрите с осторожностью ))