Найти тему
SAMCOM

Грузоперевозки на Крайнем Севере: зимники, экстремально низкие температуры и работа с 6:00 до 00:00

Оглавление

Здесь 70% дорог приходится на зимники, а в некоторых регионах температура доходит до –60 С°. Здесь в чести взаимовыручка и помощь, а вот с тахографами отношения не складываются совершенно.

Здесь – это в Якутии, Ненецком автономном округе, Магаданской области и других регионах крайнего севера нашей страны.

КАМАЗ едет вброд по зимнику. Источник: https://arcticdiamond.ru/
КАМАЗ едет вброд по зимнику. Источник: https://arcticdiamond.ru/

Да, доставлять грузы туда совсем непросто. Каждый рабочий день там – это борьба не за груз, а за жизнь: свою, чтобы не замёрзнуть во время метели или не уйти под лёд, жителей регионов, чтобы у них была возможность получить все вещи первой необходимости.

В этом материале, как вы уже поняли, мы, ГК SAMCOM, будем говорить о перевозках в северных регионах нашей страны. А также о том, как непросто работать в этой части страны.

Поехали!

Суровые зимники и пробки

Автомобили – самый простой и бюджетный вариант транспортировки грузов на севере нашей страны. В крайних случаях здесь используется и авиация, но она слишком дорогая, чтобы работать на постоянной основе. А железных дорог тут попросту нет.

Большую часть грузов в отдалённые регионы северной части России стараются доставить в зимнее время года, так как с дорогами в остальные сезоны тут всё плохо. По этой причине зимники в северных регионах страны – наше всё. И в самое суровое время года при температуре –40-50 С° на них кипит жизнь как никогда.

Большегруз на зимнике. Источник: https://arcticdiamond.ru/
Большегруз на зимнике. Источник: https://arcticdiamond.ru/

Зимники часто проходят по руслам замёрзших рек. Они открываются, как только лед достаточно окрепнет, чтобы по нему могли проехать многотонные большегрузы. Раньше этот период приходился на ноябрь, а в последние годы – на конец декабря.

Каждый сезон начинается с того, что перед стартом зимник формируют: уплотняют снег, разгребают грейдерами, формируют ледовые переправы. Затем по нему проезжают первые транспортные средства, которые «натаптывают» зимник, то есть прокладывают колею.

Колонна большегрузов. Источник: https://www.gazprom-neft.ru/. Фото: Денис Синяков, Максим Авдеев
Колонна большегрузов. Источник: https://www.gazprom-neft.ru/. Фото: Денис Синяков, Максим Авдеев

Самое страшное на зимнике – это попасть в снежную бурю или заехать на наледь. Если это случится, то можно просто-напросто сбиться с дороги или провалиться. Ни тот, ни другой сценарий перевозчикам не выгоден. По этой причине автомобили с грузом обычно не перемещаются по одиночке. В основном тут ездят колоннами, чтобы в случае чего помочь друг другу.

Это, кстати, становится причиной пробок в горных районах.

КАМАЗы и советские бронетранспортёры

Самый популярный транспорт в северных регионах России – КАМАЗы, МАЗы и УРАЛы повышенной проходимости. Причина проста: если в пути что-то случится, для отечественного авто легче всего найти запчасти и подчинить.

МАЗы везут наливные грузы по зимнику
МАЗы везут наливные грузы по зимнику

Но есть те, кто предпочитает и иностранную технику.

У каждого автомобиля, который работает на зимнике, есть три обязательных элемента: автономное отопление в кабине, чтобы не замёрзнуть при поломке авто, дополнительный бак для топлива – колым-бак, и лебёдка. Многие также устанавливает мощные фары, чтобы было легче передвигаться в тёмное время суток. Это, кстати, самое удобная пора для езды по зимнику, так как днём весь пейзаж перед глазами водителя сливается и ориентироваться становится сложнее.

На севере в перевозке грузов также задействованы вездеходы, например ТРЭКОЛ, Лесник, Хаски, и даже гусеничные бронетранспортёры советских времён – например МТ-ЛБ.

Северное сияние и три часа сна

Трудовой день водителя на севере начинается в 6 утра, а заканчивается ближе к 12 ночи. Такая продолжительность связана с тем, что скорость на зимниках не очень высокая, а успеть доставить груз до того момента, как начнётся пурга, хочется многим.

Большегрузы на зимнике. Источник: https://www.gazprom-neft.ru/. Фото: Денис Синяков, Максим Авдеев
Большегрузы на зимнике. Источник: https://www.gazprom-neft.ru/. Фото: Денис Синяков, Максим Авдеев

Также при сильных морозах нельзя надолго глушить двигатель авто – машина попросту может больше не завестись. В такие периоды водители могут спать всего по три часа в сутки.

Не удивительно, что тахографы здесь – это одна из самых бесполезных вещей. И уже не первый год ведётся работу по его исключению из обязательных требований.

На протяжении всего зимника через каждые 50-100 км можно встретить небольшие базы. Там находится специальная техника, которая обслуживает зимник и может в любой момент прийти на помощь водителям большегрузов. Также на импровизированных станциях есть комнаты для отдыха и журнал, где водителю ставят отметки о своём прибытии. Последнее сделано для того, чтобы отслеживать непредвиденные ситуации в пути.

Автомобиль угодил в ловушку на зимнике
Автомобиль угодил в ловушку на зимнике

Несмотря на все сложности, есть в работе водителем на севере страны свои плюсы. Например, неплохая заработная плата – за сезон тут можно заработать несколько миллионов. И, конечно, романтика северных широт: восхитительные пейзажи и северное сияние, как вишенка на торте.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.