Кальциевый или малосурьмянистый аккумулятор редко служит дольше пяти лет. Продлить срок его службы возможно до семи лет, если знать как ухаживать за АКБ и не допускать разрядов и перезарядов.
О том, как продлить срок эксплуатации аккумуляторной батареи, мы сегодня и поговорим.
Причины потери заряда
Рассмотрим самые распространенные причины скорой "смерти" даже исправного АКБ:
- Воздействие холода. Если аккумулятор специально не приспособлен для работы на холоде, холодный пуск будет для него непреодолимой задачей, и вряд ли он переживет несколько особо холодных ночей. Электролит после мороза становится более вязким, что может серьезно помешать корректной работе.
- Жара. Под воздействием солнца жидкость внутри аккумулятора может начать кипеть, что приведет к расходу электролита, оголению пластин и последующей сульфатации.
- Короткие поездки. Если ежедневное использование машины не превышает полчаса в день, то это тоже оказывает колоссальное воздействие на батарею. Она не сможет полностью восстановить свою емкость и "запомнит" меньшее значение.
- Несоответствие характеристикам машины. Устройство может оказаться слишком слабым, чтобы выдерживать запросы мощного автомобиля с огромным количеством электроники на борту. Очень скоро аккумулятор просто выйдет из строя после многочисленных недозарядов и глубоких разрядов.
- Большой расход энергии. Если включить несколько мощных устройств одновременно, то генератор может не справиться с их обслуживанием и начнет брать энергию из аккумулятора. Если слушать музыку с выключенным двигателем, то энергия начнет забираться напрямую от АКБ. И в том, и в другом случае для аккумулятора все закончится плачевно.
- Короткое замыкание. Причины бывают самые разные, но чаще всего поломка возникает из-за плачевого состояния клемм (сульфаты или ржавчина) или осыпания активной массы с пластин.
- Утечка тока. С внедрением в авто самых разных технических штучек появилась опасность утечки тока. Оставленная на ночь во дворе машина может к утру оказаться полностью обесточенной, потому что у работающей сигнализации случилась утечка, и вместо 20-30 миллиампер в час расход возрос до 200!
- Перезаряд. Возникает по причине чрезмерно высокого напряжения на бортовой сети авто или в зарядном устройстве. Опасен для функционирования гелевых АКБ.
- Глубокий разряд. Случается в результате массы причин: короткие поездки, множество электроники, утечка тока, забытые на ночь фары и т.д. В худшем случае глубокий разряд может "убить" 80% емкости АКБ. Больше всего от него страдают кальциевые модели.
- Перепады тока. Скачки напряжения происходят в основном у отечественных автомобилей с нестабильной электросетью или у машин с неисправной проводкой.
Продлеваем срок эксплуатации АКБ
Если без лишних слов, то чтобы не допустить потери эксплуатационных свойств, достаточно просто держать аккумулятор в чистоте, не переворачивать, вовремя заливать электролит и следить за напряжением на борту.
Однако нюансов правильного обращения с аккумуляторной батареей не так мало. Вот они:
- Надежно укрепить аккумулятор в горизонтальном положении, не допускать вибраций, ударов по корпусу и наклонов. АКБ очень плохо переносит сильную тряску, так как активная масса в конце концов осыплется на дно банок, вызвав замыкание и даже возгорание.
- Доводить зарядку до 100% с напряжением 12,6 В. Если напряжение упало ниже 12,4 В, то аккумулятору точно требуется зарядка.
- Проверить плотность электролита – оптимально, если она будет 1,27 г/см.
- После окончания зарядки выпустить гремучие газы. У обслуживаемым моделей нужно открутить крышки банок и дать газам покинуть короб, после почистить отверстия от налета. У необслуживаемого АКБ нужно регулярно чистить клапан VRLA.
- С помощью мультиметра контролируйте токи, чтобы не допустить перезаряда.
- У обслуживаемых моделей доливать выкипевший электролит, чтобы сухая часть пластин не перегрелась и не осыпалась. Если сможете безопасно открыть крышку у необслуживаемой модели, то восполните уровень и там, но без специальных знаний этого лучше не делать.
- Почистить клеммы от налета и ржавчины. Для этого пользуйтесь либо наждачной бумагой с мелкой крошкой, либо старой щеткой, смоченной раствором пищевой соды. После зачистки клеммы обрабатываем нашатырным спиртом, высушиваем и крепко затягиваем.
- Провести десульфатацию – процесс контрольно-тренировочных циклов "заряд-разряд" для восстановления емкости аккумулятора. Не стоит проводить его чаще раза в год.
- Профилактическая зарядка должно проходить раз в несколько месяцев.
- Отказаться от режима коротких поездок по 30 минут и меньше. Или же взять за правило раз в неделю ездить более 40 минут, чтобы дать АКБ восполнить заряд.
- Каждое утро "прогревать" аккумулятор на 30 секунд – включать фары до зажигания.
- Перед зажиганием полностью выжимать сцепление, чтобы снять нагрузку со стартера.
- Не пытаться запустить двигатель, если это не вышло после третьего раза (между попытками лучше выждать 2-3 минуты). И не держать стартер дольше 10-15 сек. Так можно сделать только хуже – машину срочно в ремонт.
- Проверить состояние стартера, генератора и бортовой сети, так как проблема с зажиганием может быть не в аккумуляторе.
Заключение
Если вы будете пользоваться нашими советами в комплексе, то гарантированно продлите "жизнь" источника энергии на год или даже на два.
Однако не существует такого аккумулятора, который прослужил бы вечность, и рано или поздно придется купить устройство на замену. По-настоящему качественный АКБ с высокими характеристиками и стойкостью к холодам вы можете заказать на сайте BlackTyres. Для вас в каталоге представлены свежие модели от лучших мировых и отечественных брендов. Если вы задавались вопросом, как правильно хранить аккумулятор, то недавно у нас вышла и такая статья.
Ставь 👍, если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!