Найти тему
Дина Старовойтова

ПОСМОТРИМ В БУДУЩЕЕ?

Пару дней назад я кидала в сториз тренды, которые ускорила пандемия. Ключевое в этом предложении - "ускорила". Ничего нового эпидемия не принесла, она стала катализатором процессов. Так или иначе, в зачаточной или активной фазе, особенности изменений уже существовали

Что это за тренды? Их несколько, перечислю, кратко, то, что является общими тенденциями и подробнее остановлюсь на образовании. Итак, общие:

Ускорение выхода сотрудников из офисов. То, что все подростки описывали как "не хочу работать в офисе" - сбывается. Больше нет необходимости содержать отдельные помещения под сотрудников, которые готовы работать удаленно. Развеян миф, что работу таких сотрудников будет сложнее контролировать

Размытие рамок "дом-работа" привело к тому, что удаленщики постоянно на связи. Участвовать в онлайн-конференции и крутить котлетки для семьи... С этим казусом столкнулось большое количество женщин. Ломало, выстраивали границы, из личного общения с крепкими консультантами и топ-менеджерами женщинами, я поняла, что справились. Теперь ломает необходимость выхода в офис

Глобальный онлайн-шоппинг. Сбермаркет, OZON, прочие wildberries и доставки вытащат магазины из ТРЦ и большие здания станут РЦ. Развлекательными центрами. Спорт, кино, VR и, вытекающее из двух предыдущих трендов, открытие коворкингов. Иногда надо выбираться из берлоги, чтобы поработать вне дома

Медикализация. Надо было первым пунктом ставить. Ваше здоровье больше не является вашей собственностью. На этот тренд влияет повышающаяся стоимость человеческой жизни и ответственность государства за здоровье нации. Есть предположение, что, в скором времени, не мы будем решать идти ли на работу с температурой. Гаджеты, приложения, стационарные устройства (типа терморамок) будут фиксировать изменения нашего состояния и ограничивать в передвижении. К маскам, санитайзерам, проверке температуры в общественных местах мы уже (почти) привыкли

Тренд горизонтальных связей и взаимопомощи. НКО, волонтерство, благотворительность. Всеобщая вовлеченность во взаимодействие всех со всеми

А теперь про образование

Есть огромные плюсы и огромные минусы.

Минусы, прежде всего, связаны с тем, что реформа образования не была направлена на решение фундаментальных проблем. Она замазывала дыры, строила цифровые школы, но никак не меняла школу. Она не меняла базу. Не сделала школу, которая отвечает на вызовы современного рынка труда и глобальных изменений, а просто поместила в струю школу в новую упаковку. И то не везде.

Пандемия вообще все карты спутала. Неподготовленные к вызовам педагоги, дети и родители столкнулись с онлайн. Для многих этот формат превратился в испытание и ввел в состояние ожидания "когда же это кончится". Не кончится. Все. Это реальность и она навсегда. Теперь нужно другое. Научиться в этой реальности жить.

Поменялся не только формат, но и содержание. Ты больше не тем ценен, что знаешь таблицу умножения наизусть. Когда любой факт можно посмотреть в «Википедии», человеку для того, чтобы быть образованным, нужно знать не меньше, а больше. Ты должен знать, что именно искать и где. Образование теперь должно давать рамку, которую человек сможет заполнять этой легко доступной информацией, так, чтобы она не превратилась в хаос и не затопила его голову. Пока вся школа направлена не на рамку, а на заполнение. Потребуется же иное.

Это нужно осознавать и менять свое отношение к образовательному процессу. Самостоятельно и осознанно. Потому что плюсами, которые возникают в связи с дистанционкой, сможет пользоваться только осознанный человек. Потом все, конечно, но на стадии перехода. Без готовности и понимания ситуации, можно быть вымытым из качественного образовательного процесса.

Плюсы. Онлайн стер границы. Нет больше необходимости биться за переезд в Питер. Ты можешь слушать Питерских профессоров из любой точки мира. Вопрос в другом. Что ты делаешь с услышанным? Как ты доберешь онлайн живым общением - без него образовательный процесс неполноценен. Как ты будешь пользоваться полученными знаниями? Как забрать, так и отдать можно дистанционно. То есть, слушая умное, ты можешь становиться умным и отправлять свои знания в любую точку. Да, пока не во всех видах деятельности. Но все, что связано с теорией, с услугами - пожалуйста. Бери, учи, пробуй, продавай. Готов к такому? К ответственности за себя без костыля в виде вуза? Страшно? Понимаю... все понимаю. Но тот, кто пройдет этот путь, "выйдет в дамки". Не важно в каком формате, онлайн/офлайн - принцип один. Границ нет.

Все описанное требует эмоциональной готовности. А еще очень требует смены способа мышления и оценки реальности. Понимания того, "какова Это нужно осознавать и менять свое отношение к образовательному процессу. Самостоятельно и осознанно. Потому что плюсами, которые возникают в связи с дистанционкой, сможет пользоваться только осознанный человек. Потом все, конечно, но на стадии перехода, без готовности и понимания ситуации, можно быть вымытым из качественного образовательного процесса.

Ну и, конечно, делитесь мыслями, что думаете про тренды? Мне интересно, как они вам откликаются.