Да, это так... как появилась новость, так и была отменена.
Если вы еще не читали, то вкратце дело было так. В начале этого месяца в СМИ появилась информация, что Нина Ананиашвили станет художественным руководителем балета Новосибирского театра оперы и балета, сменив Дениса Матвиенко. С ней уже заключен контракт, и скоро она будет представлена коллективу и приступит к работе. Балерина с 2004 г. является руководителем балета Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. Из-за пандемии работы сейчас там нет, и Россия с ее не остановившейся театральной жизнью стала привлекательной для бывших соотечественников, живущих за рубежом. Яркие примеры: певица Нетребко, балерина Осипова вдруг стали выступать у нас, и их не осудишь. И в России-то не во всех регионах театры заработали, и единственный выход - гастроли. Или вторая работа. Руководство двумя труппами в двух странах Ананиашвили собиралась совмещать. В СМИ каким-то образом этот секрет попал. В силу непростых отношений Грузии и России она тут же получила осуждение на родине. Впрочем, с ее слов, к этому она была готова и отстаивала тезис неполитизированности искусства.
Это были новости, назовем их так, № 1 и 2. Вскоре появилась и № 3. Она шла от Владимира Кехмана, худрука двух театров - Новосибирского и Михайловского в Санкт-Петербурге. Он сообщил, что действие контракта с Ананиашвили заморожено из-за того, что новость просочилась в СМИ:
Руководство театра считает, что оглашать имя руководителя до официального представления его коллективу – крайняя степень неуважения к артистам труппы.
И позавчера (13.01.2021) появилась новость № 4: контракт расторгнут. По соглашению сторон. После переговоров Кехмана и Ананиашвили. Событие, обсуждаемое в Новосибирске, не состоится.
Прочтя эту новость, положившую конец череде предшествующих, у меня перед глазами возник популярный советский плакат:
Кехман сообщил, что именно это стало причиной. Правда ли это - достоверно неизвестно. Но мне захотелось подумать не об этом, а о другом: какова балерина как руководитель балета?
Ей предстояло возглавить сильную балетную труппу русского театра. Она уже 16 лет руководит грузинской. Но там менталитет другой, да и танцевала она (с 1981 г.) в Большом театре (СССР, затем России), а с конца 1980-х - параллельно в США и других странах.
Прогноза "что было бы" я давать не буду, а несколько фактов из истории приведу.
Во 2-й половине 1990-х Нина Ананиашвили была международной звездой, но, что удивительно, при этом оставаясь солисткой Большого театра и ни с кем там не переругавшись. И даже более того: хотя это было не ее делом, она взялась помогать худруку - директору театра (так должность называлась) Владимиру Васильеву с приглашением новых хореографов, используя свои международные знакомства и связи. Она первой стала заказывать балеты Алексею Ратманскому. Известно, как много он их потом поставит и даже будет одно время (2004 - 2008) возглавлять балет Большого. Но если к Ратманскому можно относиться по-разному, то Джордж Баланчин - признанный классик. А наладила связи с Фондом Баланчина для Москвы тоже она, и в 1998 г. в Большом прошел первый его балет на этой сцене - "Моцартиана". Это сейчас в Большом идут балеты Баланчина, и без них как-то любую труппу уже не представляешь, а тогда это был дебют, и даже за прокат балета Фонду заплатила сама Ананиашвили. За "Моцартианой" ее же усилиями последовали "Симфония до мажор" на музыку Ж. Бизе и "Агон" на музыку И. Стравинского. Ей же принадлежит и попытка защиты успешного балета "Дочь фараона" П. Лакотта от снятия с афиши Большого театра. В 2001 г. новый худрук (Г. Рождественский), не разбирающийся в балете, велел отправить его "на свалку" из-за музыки балетного композитора Ц. Пуни. Возразить ему осмелилась только Ананиашвили. Правда, это не помогло, зато помогло словно бы провидение: худрук недолго просидел на посту, и балет вернулся после годового отсутствия.
Так что Новосибирский театр потерял человека квалифицированного, опытного, со связями, воспитанного - но в то же время смелого, а также предприимчивого, трудолюбивого, известного делами, а не словами. И без балетмейстерских амбиций, что важно, так как хорошие балетмейстеры вообще рождаются редко. Жаль, что ей не дали попробовать поработать в Новосибирске .