Эмоциональная сфера личности – это система психических процессов непосредственного субъективного переживания человеком значимых для него предметов, явлений и других людей. Эмоциями пропитана вся наша жизнь и наполнен абсолютно каждый день. При этом часто можно услышать: «Я ничего не чувствую», «Не понимаю своих чувств», «А что я должен чувствовать?». Или при рассказе о страшных событиях человек может сказать: «А что тут страшного? Нормальная ситуация» и тому подобное. Основаны все эти ответы на непонимании своих чувств и чувств окружающих.
Жить без эмоций всё равно что видеть мир в чёрно-белом цвете. Можно так жить? Конечно можно. Интересно ли смотреть на чёрно-белый закат? Думаю, что нет. Так же и эмоции окрашивают нашу жизнь яркими красками, делая её полноценной и насыщенной. Добавив в жизнь этих красок, важно ещё и понимать их, понимать: что каким цветом красить и какой оттенок цвета будет больше подходить, да и попросту не заливать весь холст одним цветом. Надеюсь, что метафора понятна.
Эмоциональная грамотность – это такой же навык, как и любой другой, а значит его можно развивать и совершенствовать, используя специальные упражнения, находясь в терапии и проходя соответствующие тренинги. Для чего это нужно? Ответ прост: для улучшения качества своей жизни и жизни окружающих вас людей. Ведь осознавая свои эмоции, вы можете управлять ими, контролировать их, а не наоборот.
Термин Эмоциональная грамотность впервые был использован Клодом Штайнером в начале 70-х годов. Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции. Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким образом, чтобы улучшить вашу личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение чувства общности».
В транзактном анализе максимально низкий уровень эмоциональности соответствует яркой выраженности запрета «Не чувствуй». В детстве такие люди получают множество транзакций, направленных на подавление чувств со стороны родителей и значимых взрослых, так как они считают, что проявление чувств – это слабость. Чаще всего запрет этот ограничивает не чувственность, а какое-то конкретное чувство. Например, чувство страха. «Не бойся! Тут нечего бояться», «Ты что трус? Ты же мальчик, мальчики не бояться. Чего ты плачешь?», «Ну и что что тебе страшно? Укол надо всё равно делать – терпи и не ной! Нечего тут бояться!». Знакомые фразы? Итог: человек запрещает себе бояться или даже боится бояться. Сюда же можно добавить неумение выразить свой страх, из-за непонимания и неосознавания его. Самый простой пример для этого – вождение автомобиля. Когда случается опасная ситуация на дороге, подавляющее большинство водителей ругаются, то есть выражают гнев, хота логичной и адекватной реакцией на опасность является страх.
Развивайте ваш Эмоциональный интеллект, повышайте уровень осознанности, станьте художником своей жизни, который пишет прекрасный, яркий шедевр, создающий гармонию в вашей душе и окружающем вас мире.
.
#транзактныйанализ #эмоциональнаяграмотность #психология #психолог #психологонлайн #work #life #психологсевастополь #сценарийжизни #эмоции