Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Совет. Или как я пыталась сохранить рассудок.

Недавно в комментариях состоялась беседа на тему "не надо ничего оправдывать аутизмом". Комментатор не понял, что я имела ввиду, и написал, что а вот, не взирая на многочисленные усилия и специалистов и родителей, ребёнок даже на имя не отзывается. Всё, что умеет, сам научился. А умеет ничтожно мало. И как же вот это всё не оправдывать аутизмом?
Я ответила, что, конечно же, всё это безумие

Недавно в комментариях состоялась беседа на тему "не надо ничего оправдывать аутизмом". Комментатор не понял, что я имела ввиду, и написал, что а вот, не взирая на многочисленные усилия и специалистов и родителей, ребёнок даже на имя не отзывается. Всё, что умеет, сам научился. А умеет ничтожно мало. И как же вот это всё не оправдывать аутизмом?

Я ответила, что, конечно же, всё это безумие оправдывает именно аутизм.

Но эта беседа напомнила мне совет, который в своё время дал мне психиатр, к которому я обратилась где-то на третьем году болезни Гриши, когда моя крыша стремительно ушуршала в неизвестном направлении. И мне очень нужна была помощь, чтобы устоять.

Так вот. Помимо прочего психиатр извлёк из себя очень интересный совет.

На мои: всё, что я делаю, не помогает. Я, как рыба, бьюсь об лёд, и нет никакого результата. Вообще никакого. Всё, что я делаю, бессмысленно. Другие дети, в таком же состоянии, выправляются, а Гриша нет. Я больше не могу так. Просто больше не могу.

Ну и подобное, всем известное "остановите Землю, я сойду".

Выслушав это, психиатр, дяденька в годах, сказал, что аутизм - это очень сложное расстройство. И никто, в своём уме, не может обещать вообще ничего. Вообще. Ни речи, ни адекватности. И вероятнее всего, жизнь Гриши закончится в психушке. И то, что он сейчас, когда я пришёл (а психиатр пришёл к нам в дом), встретил меня, а не умчался с воплями в свою комнату, большой успех.

Ээээ....

- То, что он сейчас сидит в своей комнате и не воет, не бьётся головой о стены - большой успех.

Ээээ...

- Вы говорите, что он ходит гулять? Это успех. Он общается (без речи на тот момент) - это успех.

- Но это такая ерунда!!! - не сдержалась я. - А как же речь, а как же школа?!!!!!!!! А как же... А как же всё остальное...

- Вы говорите, что ещё год назад не могли собрать его на улицу, так он орал. Теперь не орёт?

- Нет, - промычала я. - Но это...

- Это успех, - повторил психиатр. - И это, прежде всего, Ваш успех.

- Но другие дети ходят в садик, а Гриша не может, другие говорят, а он нет... - вставляла я свои желания в непонятную и глупую для меня речь психиатра.

- Да, ходят, да, говорят. Но, на самом деле, никто не знает, почему это произошло. Вы же видите, что одни и те же действия, приводят к разным результатам?

- Да, - промычала я, понимая, что этот, ничем не обременённый товарищ, мне не поможет.

А он продолжил:

- Аутизм - очень сложное расстройство, и никто, на самом деле, не знает, как с ним работать. Успехи и достижения - случайны. Попытки проанализировать и систематизировать подходы реабилитации - безуспешны. И, что самое плачевное, аутизм - это постоянная возможность всё потерять, вне зависимости от того, что приобрели.

А дальше был совет.

- Поэтому я советую Вам делать следующее. Любое умение своего сына, ЛЮБОЕ, относить на свой счёт.

- Это как?

- Вы много говорили о том, что он сам научился, сам сделал, сам, сам, сам.

-Да, но это же правда. То, чему я его пытаюсь научить, не получается. А вот это он сам. Вдруг сам начал то-то и то-то делать.

- Нет. Не сам. Если бы Вас не было, ничего сам он бы не начал делать. Итак, ещё раз. Всё, что умеет делать Ваш ребёнок - Ваше достижение. Всё, что умеет делать. Понимаете? А всё, что у него не получается - это болезнь.

----------------------

Ну и всё в том же духе.

На тот момент я была не в самом плохом состоянии, поэтому совет врача показался издёвкой. Как будто я дура, которая способна сама себя обмануть. Ага. Счас. Очевидно же, что я... просто ничтожество, которое не способно помочь ребёнку. Вот Лена помогла, её сын в сад ходит. А Гриша... Всё из-за меня. Всё потому что я ни на что не способна.

Не способна (бой фанфар) вылечить аутизм.

----------------------

Но предстояло ещё глубже спуститься на дно самобичевания. И вот там, где полная беспросветность, этот совет помог.

В самые тяжёлые, тёмные времена, когда надежды никакой ни на что уже не было, я как-то сидела в кресле и тупо смотрела в одну точку после какой-то очередной попытки позаниматься с Гришей. И думала о том, где выход, где выход из этого... непонятно чего.

А ко мне подошёл Гриша и протянул коммуникативную книгу, ткнул пальцем в картинку с подписью мультика, который ему был нужен. Я включила.

И подумала, вот, человек общается. Молодец. И вспомнила слова психиатра. ЭТО ВАША ЗАСЛУГА!!!!! Ну да ну да. Прям олимпийская победа.

Но с другой стороны, если бы я не сделала для него эту книгу, он бы не общался.

Посмотрела вокруг, на стены, увешанные рисунками. А ведь их нарисовал Гриша. Но это он сам.

Правда?

Сам обложился бумагой, карандашами, сам? А не ты ли, это сделала?

Но это так мало...

Да, но это сделала ты!!! Откуда ты знаешь степень повреждения этого мальчика? Откуда ты знаешь, какое чудо ты совершила? Тебе мало? Откуда ты знаешь, что, возможно, этого могло бы и не быть?!!!! Если бы ты не делала всё то, что делаешь!!!!!

Да...

В общем спустя время этот идиотский совет психиатра всё же помог мне.

-----------------------------

Прошли годы.

Что я думаю по поводу этого совета сейчас?

А сейчас я думаю, что любая ложь, любой самообман, любой бред, который помогает стоять вам на ногах, просыпаться по утрам, жить свою, такую непростую жизнь - хорош.

Поэтому вот такой совет от доброго дяди психиатра:
Все достижения своего ребёнка считайте своими, а все неудачи - болезнью.

Удачи вам!

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ