StuG – аббревиатура от слова «Sturmgeschutz» («штурмовое орудие»). Эта немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) изначально задумывалась, как подвижное средство огневой поддержки наступающей пехоты. Она создавалась на базе шасси среднего танка Pz.III, и потому получила обозначение StuG.III. StuG.III была одной из первых серийных самоходок в истории; кроме того, она стала самой массовой гусеничной бронированной машиной германской армии во 2-й мировой войне. За время производства было выпущено более 10.500 экземпляров StuG.III + около 1.170 САУ ее разновидности – StuG.IV (та же самоходка, но на базе шасси танка Pz.IV).
Ранние версии StuG.III несли 75-мм короткоствольную пушку, обладавшую довольно высоким для начального периода войны осколочно-фугасным действием снарядов. В первую очередь StuG’и поставлялись в моторизованные (так называемые «панцергренадерские») дивизии, которые двигались вперед значительно быстрее обычных пехотных частей, и поэтому полевая артиллерия часто за ними не поспевала. Самоходки же благодаря своей скорости были способны постоянно находиться рядом с бронетранспортерами и автомобилями моторизованных частей, и так как им не требовалось развертывание, как полевым пушкам, они сходу могли вступать в бой. Следуя в первой линии наступающих войск, StuG.III огнем орудий прокладывали дорогу немецкой пехоте, своими осколочно-фугасными снарядами уничтожая вражеские артиллерийские батареи, пулеметные гнезда и другие опорные пункты обороны.
Однако встреча в 1941 году с мощными советскими танками показала слабую пробивную способность короткоствольных орудий, и с 1942 года производившиеся новые версии StuG начали оснащать длинноствольными 75-мм пушками, способными пробивать советскую броню. Благодаря длинной пушке самоходки StuG стали основным противотанковым средством Вермахта (но об этом будет рассказано во второй части). Однако, так как немецкой пехоте по-прежнему требовалась подвижная огневая поддержка, с того же 1942 г германские заводы для решения штурмовых задач стали выпускать версию этой САУ со 105-мм гаубицей, крупные снаряды которой обладали мощным осколочно-фугасным действием, а возможность ведения навесного огня способствовала уничтожению полевых укрытий и укреплений. Эти самоходки стали обозначаться, как Sturmhaubiz 42, или StuH.42, и они сыграли важную роль в боях второго периода войны.
Штурмовые модификации StuG III
StuG.III A (30 экземпляров)
Первый вариант штурмового орудия создавался на базе шасси среднего танка Pz.III F, на котором и монтировалась низкопрофильная бронированная рубка. В лобовой части рубки устанавливалась короткоствольная 75-мм пушка Stuk.37 L24 (длина ствола 24 калибра). БОльшую часть из ее 44 снарядов составлял осколочно-фугасный боекомплект. Толщина лобовой брони САУ - 50 мм, бортовой – 30-мм.
Для обороны САУ от пехоты противника пулеметного оружия на немецких самоходках не предусматривалось; защищаться экипаж мог только личным оружием: пистолетами Р.38 «Вальтер» (командир) и Р.08 «Парабеллум» (механик-водитель), а так же двумя пистолетами-пулеметами МР.38 (наводчик и заряжающий) и ручными гранатами (от 12 до 24 штук).
StuG.III А выпускались с февраля 1940 г. Они составили первые 4 батареи самоходок Вермахта (по 6 StuG.III в каждой), которые вступили в бой уже во время Французской кампании (весна-лето 1940 г). StuG.III A использовались до конца 1942 г, хотя до этого срока дожили немногие машины...
StuG.III B (320 экземпляров)
StuG.III B создавались на шасси танков Pz.III G; в остальном они ничем не отличались от версии А. Выпускались с октября 1940 г и применялись вплоть до конца Сталинградской битвы (зима 1942-1943 гг). С начала 1943 г остававшиеся еще в строю StuG.III B переделывались в подвозчики боеприпасов и ремонтно-эвакуационные машины.
StuG.III C (100 экземпляров) и StuG.III D (150 экземпляров)
Модификация С выпускалась с начала 1941 г, а версия D – с мая 1941 г; эти САУ монтировались на шасси танков Pz.III H. Обе модели фактически ничем не отличались друг от друга; литерой Dпросто обозначалась очередная производственная серия (даже в официальных немецких документах эти модификации часто именуются как одна модель C/D). От предыдущих выпусков StuG.III C/D отличались небольшими изменениями формы лобовой части рубки, сделанными для повышения производственной технологичности конструкции. Основным внешним отличием (правда, малозаметным) модели C/D от серии В стало появление над крышей рубки головки перископического прицела пушки, и ставший из-за этого монолитным лобовой лист рубки (раньше в нем была амбразура для прицела, стоявшего гораздо ниже нового).
К концу 1943 г еще остававшиеся в строю после двух с лишним лет тяжелых боев экземпляры StuG.III C/D были перевооружены на длинноствольные пушки StuK.40 L43, что уравняло их боевые возможности с более новыми моделями САУ. Теперь уже в роли истребителей танков StuG.III C/D продолжали участвовать в боях - до гибели или полного износа техники…
StuG.III E (284 экземпляров)
Версия StuG.III E выпускалась с осени 1941 года. Эти САУ монтировались на шасси танков Pz.III Jи проектировались, как командирские машины – для вооружения командиров дивизионов. Такое назначение несколько изменило вид рубки: стоявший слева бронекороб для радиостанции был удлинен вперед ради размещения более мощной рации, и такой же короб появился с правого борта рубки (для второй рации). Стоявшие на предыдущих модификациях неудобные переговорные трубы заменили на танковое переговорное устройство. Все САУ этой версии были еще штурмовыми, вооруженными прежним короткоствольным орудием (эта модель стала последней, несшей 75-мм пушку Stuk.37 L24). В дополнение к орудию StuG.III E получили в рубку пулемет MG.34, крепление которого, впрочем, не предусматривалось.
Проведенные технологические доработки значительно сократили стоимость этой САУ, и потому было решено расширить ее выпуск, превратив StuG.III E не только в командирскую, но и в обычную линейную самоходку. Но «некомандирские» САУ оснащались только одной рацией, а правый короб на них использовали для хранения дополнительного боезапаса, который благодаря этому увеличившегося до 54 снарядов.
В течение 1942 – 1943 г StuG.III E повсеместно использовались как штурмовые орудия сопровождения пехоты, но к началу 1944 г те машины этой модели, что еще оставались в строю, были перевооружены на длинноствольную 75-мм пушку StuK.40 L43 и превратились в истребителей танков.
StuG 40 F (364 экземпляров)
Столкновение с советскими танками в ходе наступления на СССР показало настолько малую эффективность короткоствольных орудий при стрельбе по советской броне, что уже в сентябре 1941 г Гитлер специальным приказом потребовал увеличения пробивной способности артиллерии немецких танков и самоходок. Во исполнение этого приказа была разработана и в марте 1942 г пошла в серийное производство новая модель F, вооруженная длинноствольной 75-мм пушкой StuK.40 L43 (длина ствола 43 калибра). С длинноствольной пушкой новая САУ вполне успешно начала бороться с советскими танками, но вот ее эффективность как штурмового оружия пехоты значительно снизилась. Из-за заметно изменившихся траектории полета снаряда и дальности прямого выстрела StuG потеряла способность поражать навесным огнем опорные пункты противника и пехоту в окопах. Таким образом, «пехотная» самоходка (по немецки - «штурмовая», sturmgeschutz) фактически превратилась в «истребитель танков» (jagdpanzer). Теперь она была способна вести дуэли с советскими танками, но стала менее пригодной, чем ранее, для выполнения чисто штурмовых задач. Поэтому здесь по этой модификации приведены только сведения, касающиеся ее функций огневой поддержки пехоты; о качествах StuG40 F как истребителя танков, будет рассказано во 2-й части.
StuH42 (1.299 экземпляров)
Эта версия массово выпускались с начала 1943 года. В связи с тем, что по приказу Гитлера StuG.III стали вооружаться длинноствольными пушками с повышенной бронебойной способностью, но пониженным осколочно-фугасным воздействием, эффективность StuG.III как огневой поддержки пехоты значительно упала. Практически эти самоходки превратились в истребители танков, и несли больше бронебойных снарядов, чем фугасных. Поэтому для поддержки пехоты и выполнения чисто штурмовых задач была создана модификация Sturmhaubiz StuH42, которая представляла собой ту же САУ StuG 40 версий F- G, но вооруженную 105-мм гаубицей StuH42 L28 – значительно более мощной и эффективной в пехотном бою, чем предыдущее 75-мм короткоствольное орудие. Внешне от «истребительных» StuG «штурмовые» StuH 42 отличались только этой гаубицей, имевшей более короткий и толстый ствол с мощным дульным тормозом (но на некоторых машинах дульный тормоз на стволах отсутствовал). Боекомплект StuH 42 состоял из 36 снарядов, 24 из которых были осколочно-фугасными, и лишь 6 – бронебойными, а 6 – кумулятивными.
Самоходные гаубицы не сводили в отдельные подразделения, они действовали в тех же частях, что и StuG, совместно с «истребителями». На поле боя обычно StuG боролись с вражескими танками, а StuH уничтожали обнаруженные огневые точки и опорные пункты противника.
Снабжение StuG боеприпасами
Так как боекомплект снарядов StuG был относительно невелик, и к тому же в ходе сражения могла измениться потребность в типах снарядов, а стрелять самоходкам, прокладывающим дорогу наступающей пехоте, приходилось достаточно много, очень важным становился подвоз боеприпасов прямо на поле боя. Для этого каждая батарея StuG имела в своем составе несколько бронированных подвозчиков боеприпасов Sd.Kfz 252. Эти легкие полугусеничные броневики принимали из стоявших в тылу грузовиков снаряды и прямо под обстрелом подвозили боеприпасы к ведущим бой самоходкам. Каждый Sd.Kfz 252, снабженный прицепом, мог за раз перевезти по пересеченной местности 200 75-мм снарядов общим весом 1000 кг.
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх». И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…