Найти тему

Первая «чугунка» на Руси или как перенести завод на другой берег за одну ночь

Сегодня я поведаю историю появления первой «чугунной» железной дороги. Отправимся на Карельский полуостров в город Петрозаводск, где в далеком 1788 году на Александровском пушечном заводе проложили первое железнодорожное полотно.

Петрозаводск
Петрозаводск

Чем же занимался Александровский пушечный завод? Конечно же, изготовлением пушек и боеприпасов к ним, а возили их на испытания по нынешней улице Пробной. Даже название улицы отражает суть событий, которые там происходили.

При императрице Екатерине II Петровский пушечный завод начал снова отливать пушки.

Именно благодаря строительству завода, Петрозаводская слобода в 1777 году стала городом Петрозаводском по указу императрицы.

Архивное фото. Александровский завод.
Архивное фото. Александровский завод.
Петрозаводск. Завод на старинной открытке.
Петрозаводск. Завод на старинной открытке.

Историю завода в макетах воочию можно увидеть в Музее промышленной истории в Петрозаводске.

Макет плана Александровского завода.
Макет плана Александровского завода.
Макет производства пушек.
Макет производства пушек.

В чем же уникальность завода? Это первый завод Российской империи, где сделали первую железную дорогу из того же чугуна, из которого и выплавляли пушки и боеприпасы. Необходимо было как-то перемещать отлитые орудия из цеха в цехи и Аникита Сергеевич Ярцов – горный инженер, с чьим именем тесно связано создание Александровского завода и развитие Петрозаводска создал рельсовый путь протяженностью около 174 метров.

Макет кузнечного производства.
Макет кузнечного производства.

К этому моменту завод состоял из доменной, молотовой, сверлильной, кузнечной, слесарной, формовой и меховой фабрик.

Чуть позже на заводе появилась уникальная вертикальная печь и поршневая водяная машина с гидравлическим приводом.

Пушки, отлитые на Александровском заводе применялись на Бородинском поле, в Черноморских баталиях, под Плевной и у горы Шипка.

По сей день пушки можно встретить на набережных Санкт-Петербурга, Кронштадта, Петрозаводска, Севастополя и даже в Брестской крепости. А если посетить цитадель на Аланских островах, то и там можно встретить карельские пушки. За океаном тоже можно встретить знаменитые пушки в Английском арсенале, на Марсовом поле в Монреале, на греческом острове Корфу.

Но более удивительное событие произошло тогда, когда завод за одну ночь перенесли на другую сторону реки Лососинка.

- Что же случилось?

Дело в том, что завод находился на левом берегу реки, и у самых его стен находилось водохранилище, причем постройки находились ниже уровня воды. Это и сыграло недобрую шутку с заводом, поскольку в июле 1800 года проливные дожди переполнили озера, питающие Лососинку, и поток воды устремился к дамбе ограждающей завод от паводков. Когда же вода поднялась более чем на метр, управляющий заводом стал собирать людей. Все бросились укреплять плотину глиной и навозом, но это не спасло. Плотину прорвало, и вода хлынула прямо на территорию завода.

Люди бросились рыть водоотводной канал, чем и спасли многие постройки. Именно по этому каналу река Лососинка и течет по сей день. Вот таким образом завод и оказался на другом берегу.

Были рады, что Вы побывали на экскурсии в древнем Петрозаводске и очередном занятии по Общему Курсу Железных дорог и увидели то место, откуда и пошли первые чугунные рельсы для будущих железных дорог Российской империи. Буду рад, если в комментариях добавите недостающую информацию по данной теме, которой располагаете Вы.

Ставьте лайки и подписывайтесь.