Найти тему

Платить ли ребёнку за хорошие оценки и работу по дому и что будет, если это делать?

Вопрос задала одна из читательниц вот этой статьи, за что ей большое спасибо, поскольку тема в последнее время, действительно, актуальная.

Итак, есть две точки зрения на один вопрос: 1) платить детям за хорошие оценки и помощь по дому можно и нужно; 2) платить детям за хорошие оценки и помощь по дому нельзя. Какая из них правильная?

Учитывая, что каждая семья имеет свои ценности и свою, скажем так, картину мира, в контексте отношения ребенка и денег рискованно утверждать, что что-то можно и нужно, а что-то нельзя. Поэтому просто порассуждаем.

Фото Яндекс
Фото Яндекс

Что будет, если платить ребёнку за хорошие оценки?

Он усмотрит чёткую взаимосвязь между оценкой и цифрой прихода. И, вполне возможно, стараясь накопить на айфон, станет круглым отличником. Или хотя бы перестанет откровенно игнорировать домашние задания. Хорошо? Да. Но почти у любого "хорошо" есть своя оборотная сторона.

"Почему ты хорошо учишься?" - на этот вопрос кто-то ответит: "Потому что интересно", кто-то - "Чтобы поступить в вуз", кто-то - "Чтобы быть лучшим в классе" или что-то ещё. У этих детей есть их - собственная - причина: желание развиваться, желание получить профессию, амбиции. А кто-то ответит: "Потому что мне за это платят деньги". Это тоже причина, но она заметно отличается от предыдущих, потому что это - навязанная мотивация.

В конце концов - что тут страшного? Ну учится ребёнок на "отлично", тихо ненавидя Пушкина, геометрию и великих полководцев, выбиравших для своих сражений трудно запоминаемые даты. Зато поступит на факультет, открывающий высокие перспективы на востребованную профессию.

Но тут важно понимать, что скорее всего этот факультет будет выбран не по интересу (интересы могут вообще притупиться, если акцент будет сделан на заработок учёбой), а по принципу будущей доходности. В этом случае высока вероятность таких вариантов как: всю жизнь проработать на неинтересной работе, стать посредственным сотрудником со всеми вытекающими отсюда последствиями, крайне тяжело пережить экзистенциальный кризис, бросить учёбу, впасть в депрессию, уйти на социально неприемлемый путь, испытывать сложности с получением удовольствия от жизни, поскольку её блага и возможности будут восприниматься сквозь призму материальных ценностей.

Из плюсов: ребёнок научится делать трудные и нелюбимые вещи, если это будет иметь для него серьёзный резон. Да, иногда это полезный навык.

Не исключён и вариант, когда, что называется, всё совпадёт: ребёнок, любящий учиться, будет получать за это деньги, которые станут для него дополнительной (это ключевое слово!) мотивацией, легко поступит в вуз своей мечты, легко его окончит и займёт престижное место, искренне любя эту деятельность. Такое развитие событий возможно в случае, если финансовое вознаграждение было предложено ребёнку не по принципу "Если ты будешь хорошо учиться, я буду тебе платить", а в контексте "Ты отлично учишься, мы с мамой/папой решили тебя поощрить - вот тебе деньги на то-то и то-то".

Чем можно стимулировать ребёнка учиться хорошо, если он этого не делает (но вы точно знаете, что может)?

Нематериальным или косвенно материальным поощрением: "Если ты закончишь год без троек, мы поедем отдыхать в Италию / купим тебе новый телефон" и т.п. При этом очень хорошо было бы пояснить, что это не плата, а полученная возможность. Например: "Потому что если будут тройки, летом придётся усиленно заниматься / мы должны будем нанять тебе репетитора, а это не дёшево".

В идеале же постараться добиться, чтобы ребёнок был мотивирован на учёбу как таковую потому, что чётко понимал бы, какие перспективы она ему даёт, почему нужно учиться хорошо, и кому это нужно в первую очередь. В противном случае получится, что ребёнок не учится, а просто зарабатывает хорошие оценки.

Что будет, если платить ребёнку за работу по дому?

Он привыкнет, что любые действия должны оплачиваться. Это может в будущем пригодиться ему на работе, когда ни начальнику, ни коллегам не удастся "повесить" на него сверхурочные часы или работу, выходящую за рамки его должностных инструкций. Но вот в личной жизни могут возникнуть серьёзные проблемы.

Если это будущая жена, она, скорее всего, будет требовать от мужа плату за приготовление обеда, уборку и стирку его рубашек. Вовсе не обязательно, что она выставит ему прейскурант (хотя и такое случается), она вполне может выставлять ему "ценники" завуалированно, манипулировать выполнением домашних дел, ожидать от него "платы" и, не получая, обижаться, устраивать скандалы по непонятным для мужа причинам. Или просто перестать делать то, что принято называть спорным, но тем не менее всем понятным словом "женские обязанности".

Мужчина, выросший из такого ребёнка, также будет привычно ждать (или требовать) от своей женщины платы за помощь. Скорее всего, это будут не деньги, но его спутница будет постоянно чувствовать себя обязанной ему за то, что в других семьях делается по умолчанию.

Кстати, если женщина тоже в детстве получала деньги за помощь маме по дому, для неё, с большой степенью вероятности, будет естественным не только требовать оплаты за свои "услуги", но и платить за "услуги" оказанные ей. Не углубляясь в подробности и частные случаи, отметим, что это не станет работать на укрепление отношений в паре, а позже в семье.

Ещё один важный нюанс. Если ребёнок моет посуду, потому что хочет помочь маме - это его искреннее желание. Если он моет потому, что мама его об этом попросила - это его послушание или отзывчивость, или и то, и то. Если он это делает потому, что в семье каждый должен выполнять какие-то обязанности по дому - это его понимание норм и правил. Но если он моет посуду, чтобы получить 100 или 200, или 500 рублей - он просто зарабатывает деньги и нет никакой уверенности в том, что помимо материальной выгоды у него есть на это ещё хоть какая-то мотивация.

Отсюда понимаем, что такие дети больше других рискуют попасть в зависимое положение среди сверстников, поскольку легко поддадутся на манипуляцию типа " дал тебе списать алгебру, теперь ты мне должен то-то и то-то". Либо обратный вариант: ребёнок сам будет пытаться "купить" друзей и знакомых и их услуги, которые в нормальных отношениях либо делаются от чистого сердца, либо не делаются как не приемлемые.

Как можно поощрить ребёнка за помощь по дому? Можно сказать: "Если хочешь, чтобы мы сходили в парк, помоги мне с уборкой - сама я быстро не справлюсь." При этом следует помнить, что раз речь идёт не об оплате, а о поощрении, то ребёнок имеет право сказать: "Мама, я не хочу в парк (и убираться тоже)". То есть родители должны разграничивать обязанности ребёнка (которые у него должны быть) и дополнительную, факультативную, работу.

Можно предпринять, например, такой подход: "Я хочу пригласить клининг - вымыть окна. Но если хочешь, может вымыть их сам, я с радостью отдам их гонорар тебе". В этом случае ребёнок также понимает, что ему предлагают выбор, и решает, хочет ли он подзаработать или нет. Само собой разумеется, в случае его отказа, клининг действительно надо вызвать, чтобы у ребёнка не возникло сомнений в родительской честности.

Каждая семья - это маленькое государство, живущее по своим собственным законам. Чаще всего - руководствуясь одним из двух принципов: "Меня растили именно так!" или "Не хочу делать так, как делали мои родители - буду делать наоборот". В результате принимается та или иная стратегия воспитания, о правильности которой можно будет судить только тогда, когда ребёнок подрастёт.

_________________________________________________________

Спасибо, что читаете мои статьи! Всегда рада комментариям, замечаниям и особенно вопросам. Подписывайтесь на канал - тем для обсуждения - очень много! ;)