Найти тему

Дело семейное

Оглавление
Плакат фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."
Плакат фильма "В моей смерти прошу винить Клаву К."

Советские фильмы конца семидесятых - начала восьмидесятых. «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Школьный вальс», «Смятение чувств».

И везде - семья, разъедаемая изнутри, семья больная, семья внешне благополучная, но недоброкачественная, семья необратимо разрушаемая. Этой реальности не считывали в полном объёме ни цензоры, ни зрители.

С этой реальностью Россия встретила новые времена - и колени семейные ещё более подкосились, согнулись.

То, что сегодня начали снова рожать и в семье укрепляться - чудо хлебных нулевых и десятых.

Кадр из фильма "Школьный вальс"
Кадр из фильма "Школьный вальс"

Это случилось вопреки поздней советской унылости семейно-вынужденной жизни, вопреки гедонизму тотальному девяностых, вопреки обольстительным ценностям одиночек. Чтобы понять направление перемен, нужно забраться не во вчерашний день, чуть дальше.

Кадр из фильма "Смятение чувств"
Кадр из фильма "Смятение чувств"

Прочность семьи в двадцатом веке увязана с разными координатами жизни: нацеленностью в прошлое или будущее, готовностью-неготовностью рисковать, стабильностью цен. Цены - наши негласные сторожа и коменданты. Но даже они, малоподвижные в годы застоя, не спасли от разрушения классическую трёхуровневую семью: деды-сыновья-внуки.

Семья в трёх поколениях для меня прекратила существование в начале восьмидесятых, со смертью бабушки.

До этого каждое лето дети и внуки собирались в деревенском доме, кто-то приезжал на пару дней, внуков и внучку обычно привозили в июне и возвращали в город в конце августа, но ощущение, что родня с тобой присутствовало постоянно, как норма.

Пётр Семёнов. Семья. Ижевские   металлурги Обуховы
Пётр Семёнов. Семья. Ижевские металлурги Обуховы

Появлялись какие-то двоюродные тёти, троюродные братья, меня с ними знакомили и семейный круг становился шире, прочнее. Бабушки не стало - и всё распалось, хотя и дом остался, и отношения братьев-сестёр, родных, двоюродных и троюродных не испортились, но стали утончаться, крошиться, как-то естественно и незаметно. Большая семья распалась, а мелкие семьи атомизировались.

Голcуорси, Толстой или Анатолий Иванов, сагописатели - в прошлом. И попытки этот жанр семейной саги реанимировать, по-моему, безнадёжны. Что обедняет и литературу, и жизнь.