Когда изучаешь судьбы конкретных бортов, встречаются весьма интересные истории. С неожиданными поворотами и зигзагами.
Самолет , о судьбе которого я хотел рассказать был построен на заводе "Знамя труда" в Москве в 1974 году в модификации Ил-20 (разведчик). Надо заметить , что производство пассажирских Ил-18 к тому времени уже завершилось и на заводе строились только военные модификации.
Ил-20 был оснащен весьма серьезным по тому времени оборудованием, в частности там стояли специальные фотоаппараты с сильной оптикой, аппаратура радиотехнической разведки и аппаратура радиоперехвата. Всего было построено 20 самолетов этой модификации.
После постройки борт передали в 112-ую отдельную смешанную авиационную эскадрилью , которая базировалась на аэродроме "Школьный" г. Одесса, где он эксплуатировался до 1993 года.
После распада СССР борт перешел в собственность ВС Украины. В 1993 году подошел срок очередного капремонта и самолет отправили в Россию, на 20 авиаремонтный завод, который находится в г.Пушкин под Петербургом. Там борт находился на хранении, минобороны Украины интереса не проявляло и ремонт не оплачивало. Судьба самолета изменилась , когда борт на торгах приобрела авиакомпания "Львовские авиалинии", которая оплатила ремонт и переоборудование самолета в пассажирский вариант Ил-18Д.
Самолет получил бортовой номер UR-BXD и стал летать как обычный пассажирский , выполняя в том числе и рейсы в европейские страны. Но в 2006 году борт опять поставили на хранение, теперь уже в аэропорту г.Львова. При этом ресурс у планера был весьма приличный , самолет налетал к тому моменту всего около 6000 часов.
В 2011 году самолет наконец приобрела авиакомпания Air Sirin, после чего борт был переоборудован уже в грузовой и начал эксплуатироваться в основном в Африке.
В 2015 году самолет меняет собственника на непроизносимую Aghalieaku Airways , но остается там недолго, после чего продается в Казахстан, вначале в компанию "Jupiter Jet", а потом и в "East Wing". При этом борт находился в лизинге у компании IrMa Air Service, которая поначалу активно размещала фотографии в интернете, но в конце 2019 замолчала. Нынешнее местоположение и состояние самолета мне пока неизвестны, надеюсь что продолжает эксплуатироваться.