Найти тему

Проповедь на Обрезание Господне (2018.01.14)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы 14 января 2018 года на праздник Обрезания Господня, по евангельскому тексту [Мк. 1,1-8].

Святая Церковь прославляет Своего Основателя, воспевая: «Слава смотрению Твоему, слава снисхождению Твоему».

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 1-3). Чеканные слова! Такие нужно на граните выбивать и красить золотыми красками. Ангел этот – Иоанн Предтеча, брат Христов, который старше Его на полгода. И вот, чтобы подготовить людей к принятию Евангелия, Господь оказывает людям снисхождение. Решает некоторым образом подготовить. Конечно, это происходит оттого, что всегда человек через призму собственного «я», жизненного опыта или самочувствия всё воспринимает. Вот младенец в храме орёт, ему на нас наплевать, у него какие-то свои соображения. А мы? А мы должны это как-то преодолеть, чтобы погрузиться в чтение Писания. И так всегда: помимо бесов, помимо глупых людей, помимо нездоровья, обстоятельств, войн, непогоды, есть очень много всяческих вещей, которые мешают нашему восприятию, к коим можно отнести и рассеянность нашу. Тем не менее, другого пути услышать слова Господни, только как сосредоточиться именно на этом, у нас нет. И Господь, зная это, старается нам облегчить путь. И поэтому в те времена послал Иоанна Крестителя, для того чтобы он и постом, и молитвой, и рассказом о том, что нужно прямыми сделать дороги к Богу, приуготовил народ ко встрече со Христом. Потому что путь каждого человека к Богу весьма извилист: кому нужно в тюрьме посидеть, кому три раза развестись, кому по морде получить, кому разориться в пух и прах. Каждого человека Бог ведёт своим путём. Конечно, человек хочет быть богатеньким и здоровеньким, но для Бога неважно, сколько ты прожил – сто лет, как Рокфеллер, или 25. Потому что душа всё равно бессмертна. Для Бога важно сохранить душу каждого человека для Царствия Божия, чтобы Царствие Божие воцарилось в сердце, потому что душа человеческая в сердце.

Чтобы облегчить этот путь, Иоанн Предтеча проповедовал тем, кто его слушал в пустыне. А почему он пошёл в пустыню? Из всех людей в Израиле те, которые пришли к нему в пустыню, слышали от других, что есть такой человек, который говорит о Царстве Божием, говорит о Мессии. Народ всегда любит слушать о том, что будет. Иоанн Предтеча воспользовался этим свойством человека, желанием узнать, а что потом, а когда.

Сегодня одна женщина пришла, говорит: «А вот, будут карточки банковские менять. Надо или не надо?». То есть вот что интересует. Не всех, конечно, но кое-кого этот вопрос очень занимает.

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Вот это для нас, русских людей трудно понять. Не знаю, как для французских, но думаю, что в меньшей степени, чем для русских. Я, во-первых, сам русский, а во-вторых, я всё время имею дело с русскими. Хотя мне очень нравится, когда из разных стран люди приезжают, я всё время стараюсь с ними немножко поговорить, чтобы узнать, как они думают. Вот, русским людям, трудно понять, что значат эти слова Иоанна Предтечи, которые он проповедовал: проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Потому что у нас крестят таких маленьких людей, которых с древности зовут оглашенными. Все слышали, как орёт младенец в храме? Что он, понимает, зачем его крестили что ли? И взрослые. Вот сейчас пальцем ткну, спрошу: «Ты крещёный?» – «Да». И зачем? Никто не может объяснить, зачем крестили. Ни один не сказал: «В покаяние для прощения грехов». Почему? Никто не крестился из русских людей в покаяние. Потому что как должно дело происходить? Как на Иордане происходило? Приходили люди, принадлежащие народу Божьему, единственному народу на всём земном шаре, который веровал в единого Бога, веровал в воскрешение мертвых, веровал в скорое пришествие Спасителя мира, и каялись Иоанну Предтече в своих грехах. Он их погружал в воду Иорданскую. Почему в воду? Вода – один из самых лучших растворителей, который есть на земле, у любого химика спросите. И мы до сих пор – я уж не знаю, все ли, но очень многие, хотя дети обычно не любят – умываемся по утрам. Как минимум, лицо. А так вообще-то регулярное пользование ванной, душем – это отчего? Оттого что вода имеет такое свойство. Но здесь-то речь шла не о том, чтобы искупаться в этой замечательной реке, а совсем о другом. Они делали это в знак того, что они очищаются. Вот, например, индусы Ганг свой, самую большую реку Индостана, используют для всего, в том числе и покойников хоронят. Один человек совершает какой-то обряд очищения от грехов, а другой рядом хоронит покойника, его утыкает свечками, и так покойничек плывёт. И так всё одновременно происходит, никого это не смущает. Почему? Потому что в одном случае интересует человека утилизация умершего тела, а в другом – благодать, которую человек пытается стяжать, потому что вода Ганга по верованию индусов священна.

Так же и здесь. Призывал Иоанн к крещению во оставление грехов. Но сначала покаяние. Что происходит с нашим народом? Он постепенно превратился точно так же, как древние евреи, в фарисеев. Главное – это окрестить. А потом, когда уже паренёк большой, 18 лет, главное – венчать. А человек не понимает, а собственно, зачем венчать? Ведь корову с быком ведь не венчают. А спрашиваешь, какая разница, ответ: «Ну как же!». А объяснить не может. А почему не может? А потому что не знает. А почему не знает? А потому что неинтересно. Человек запомнил, что если родился, надо крестить, если вырос, надо венчать. А если умер? Надо отпеть. А зачем надо? «Ой, отпеть! А он у нас некрещёный! А что теперь делать? А можно мёртвого крестить?». Можно, конечно! Мёртвого, кого хочешь! Можно даже мёртвого повенчать. Для чего? Чтобы деньги не пропали. И так вот люди в каком-то таком бреду находятся. Почему? Потому что что главное для современного русского человека? Главное – деньги. А иначе зачем работаем, зачем детей учим? Главное – побольше срубить денег. А некоторым – нет, для них главное – покой. Вот как так жизнь устроить, чтобы ничего не делать, а при этом и есть, и пить, и даже на зимнее пальто себе иметь? То есть идёт такая подмена. А Христос – ведь недаром сказано – о нас промышляет. Промысл Божий существует зачем? Чтобы всех привести к Себе. У Бога такая задача по отношению к нам – чтобы каждая душа пришла к Богу. А зачем ему это надо? Затем же, зачем и нам, когда речь идёт о наших детях. Мы все хотим, чтоб у детей наших всё было хорошо и прекрасно и на этом свете, и на следующем. А почему ж такое происходит? А потому что Бог нас любит. И мы, если мы не извращенцы, то мы любим своих детей. Вот, всё очень просто.

И вот в этом пересказе евангелиста Марка о том, как это было, как раз видно, что когда Он посылает Иоанна Предтечу, который проповедует покаяние, Он указывает путь: сначала покаяние, а потом крещение. А почему же с древности такой обычай возник, что если два молодых человека решают создать домашнюю церковь, семью, то тогда они и младенца крестят сразу? Очень просто. Они дают обет Богу, обещание, что вырастет не бандит и не шлюха, а вырастет христианин и христианка. То есть они жизнь кладут, чтобы воспитать своих детей христианами. Потому что другого смысла в рождении детей нет. Ну зачем рожать бандита? Чтоб ему голову отпилили или чтоб на пожизненное? Да нет, не для этого совершенно. Вот зачем. Человеку нужно всё время понимать, зачем он живёт, к чему призывает его Господь. Если это совпадает, то замечательно. А то: «Батюшка, он у меня в церковь не ходит». Зачем в неё ходить? Пойдите в любую церковь – ну сколько там человек? А сходите на стадион – сколько там? Для большинства людей главное – здоровый образ жизни. В чём он заключается? Чтобы орать: «Гол! Гол! Гол!». Вот и всё. Вот в этом смысл жизни – мы все вместе кричим: «Россия, вперёд!», «Россия, назад!», то есть «в бок!». Вот что самое важное. Все вместе, дружно. Ну а потом лупить друг друга или кого-то с противоположной стороны. А то болельщик, а он не болеет. А потоптал его ногами, он полгода будет болеть, может быть кости придётся заменять. Хоть будет соответствовать. А то, к сожалению, не соответствует.

А вот жизнь наша должна соответствовать. То есть, что у нас происходит в голове, должно отражаться в нашей жизни. Это очень важное дело. Иоанн Предтеча этому нас учит с первого листа Евангелия, аккуратно записанного евангелистом Марком.

Что же дальше? Выходили к нему вся страна иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1, 5). Много народу было, много. Понятно, что это утрируется, конечно, не все приходили, но Иордан столько народу не видел. Весь Иерусалим, огромная его часть. И люди исповедовали грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мёд (Мк. 1, 6). Чтобы никто не позавидовал, потому что еда самая наискуднейшая. Этой еде не позавидуешь, потому что её полно: вон саранча питательная, белковая, вот мёд, причём дикий. То, что под ногой, то он и ест, чтоб видели, что человек Божий не трудится, для того чтоб с этих сотен тысяч людей снять побольше деньжат. В этом он тоже оказывал снисхождение иерусалимлянам, иудеям, как и в том, что он носил одежду из верблюжьей шерсти, которая колется очень, он терпел.

И проповедовал, говоря (это уже он говорил о Христе): идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк. 1, 7). Вот желание Господне. «Крестить» в переводе со славянского значит «погружать». По-славянски «мыть посуду» – это тоже «погружать», погружать её в воду. Господь хочет, чтобы человек погрузился в жизнь Святаго Духа. Вот чего Господь от нас хочет, вот чему учил древний святой Церкви Василий Великий, и вот, что мы должны усвоить. Кратко повторю: сначала покаяние, потом исповедание грехов, потом крещение покаяния, потом такая жизнь, чтоб в результате этой жизни Дух Святый пришёл в наше сердце, и вся наша жизнь погрузилась именно в этот Дух. Не в дух мира сего, чтоб мы не увлекались обычаями этого мира, потому что этот мир аккуратно идёт в преисподнюю со всем своим содержимым. Нам, чтобы от этого удержаться, нам нужно в Духе Святом быть, тогда воспарит наша душа к небу. Аминь.