Многие элементы одежды крестьян Балашовского уезда пережили 3 революции, Великую Отечественную войну и вступили вместе с советским народом в эпоху «развитого социализма». Такой вывод можно сделать после прочтения книги Александра Никольского, написанную в 1851 году а «Хозяйственное описание Саратовской губернии», которая удостоена была Ученым Комитетом Министерства Государственных Имуществ золотой медали и в 1855 году отпечатана в типографии Императорской Академии Наук в Санкт Петербурге.
И вот как описывается в этой книге одежда наших предков сто семьдесят лет назад.
Мужская крестьянская одежда была однообразна по всему уезду. К нижнему платью относилась обыкновенная длинная рубаха и портки грубого льняного или посконного холста. Чтобы было понятно – посконь это изделие сшитое из домотканого холста (из конопли). Верхнее платье состояло зимой: из шапки или малахая с наушниками, нагольного полушубка (это сшитый из шкур полушубок кожей наружу и не покрытый тканью), тулуп из овчин. Полушубок подпоясывался кушаком, а тулуп надевается сверх него, на распашку, не застегиваясь. Сверх портов одевались суконные штаны. Зимняя обувь состояла из: суконных онучей и лаптей, рукавиц (голиц) с варежками (варьгами). Летом мужик носил: шляпу обыкновенную, коротайку, длинный халат из домашнего серого или бурого сукна, онучи посконные и лапти. Зажиточные крестьяне или крестьяне торговых селений лапти заменяли уже летом сапогами, а зимою валенками (валенцами). Таким был постоянный гардероб поселян. Обширность уезда и разноплеменность населения почти не наложило какого-то отпечатка в разнородности народной одежде мужчин. Все те же, практически, предметы перекочевали и в век ХХ-й с той лишь разницей, что вместо портов х/б брюки, вместо шляпы – фуражка, вместо лаптей – домашние тапки или сандалии.
Одежда же женщин имела много разновидностей форм, общее у всех лишь одно: длинная рубаха льняного или посконного холста, с рукавами, вытканными красною бумагою и небольшие особенности, привнесенные из тех губерний, откуда они ранее сюда прибыли. Больше всего одежда женщин различается головным убором: бабы в одних местах носят высокие кички с рожками на верху, как в Орловской губернии. В других местах наклонники, с огромным дном и рожками, обращенными назад. Многие подвязываются просто на манер подмосковных женщин. Девушки, выпуская косу, украшенную на спине лентами или бисерного кистью, называемою косником, голову повязывают платком с опущенными назад концами. Местами при повязке оставляют открытый затылок; а иногда ходят совсем с открытою головою. В таких случаях они подвязывают на лбу бисерную бахромку, называемую поднизь. Кроме того почти все, как бабы, так и девки, носят сарафаны из синего холста, обшитые спереди и по подолу ситцевою каймою, и подпоясываются длинным поясом с большими кистями, запань (фартук) из набойки или ситца.
Изредка, вместо сарафана, на женщинах встречаются поневы (элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом), а старухи вообще почти заменяют его сукманом (верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из домотканого сукманного сукна. Покрой сукмана аналогичен покрою кафтана и чекменя. Мужские шили обычно прямыми, женские - с отрезной талией и сборами. Сукман был принят в казачьих станицах).
Летом женщины носили: короткий зипун из домашнего сукна, иногда синеный, а зимой, шубу овчинную. Обувь, также как у мужчин: онучи и лапти, заменяемые у богатых валенцами или котами, называемыми еще чевчуры. Украинки, одевались в клетчатые поневы, а девушки - в полосатые юбки, вытканные из домашней шерсти и окрашенной в разные цвета. Из верхнего платья украинки вместо зипуна носят шушун из белого сукна, без отрезного лифа, с короткими и широкими рукавами. На голове - чупан, что-то напоминающее чепец.
Мордовки, утратившие почти свой язык и старинные обычаи, постепенно сближаются с остальными и в одежде. Головная панга (панго - традиционный головной убор молодой женщины-эрзянки имеет каркас из луба (древесной коры), обшит холстом и кумачом. Он украшен многочисленными нашивками из цветного бисера, галуна, латунных пайеток, а также подвесками из бисера, металлических пуговиц и печатных жетонов. Спереди убор украшен вышивкой, традиционный рисунок) и унизанный пилкс совершенно изменились. Можно однако отметить, что до сих пор сохранилось пристрастие Мордовок пестрить свой наряд какими ни будь погремушками.
Купить зимнюю- домашнюю одежду мужика, то есть тулуп, полушубок, штаны, шапку, кушак, рукавицы, онучи и лапти можно за 14 руб. сер. Летнюю же: халат, коротайку, шляпу, онучи и сапоги за 7 руб. сер. Следовательно верхняя одежда стоит около 21 руб. сер. рубашка и порты льняные 90 коп. сер., а посконные 55 коп. сер.
Купить всю домашнюю бабью одежду, то есть шубу, зипун, сарафан, платок, фартук, онучи, лапти, коты и рубаху можно за 13 руб. сер. Но в хозяйственном смысле одежда у них почти вся домашняя: тулуп и шуба из своих овчин, халат, зипун и коротайка из своего сукна; платят лишь за выделку их и шитье. Рубаха, порты, сарафан и онучи из своего холста и сукна, и домашней работы. Для лаптей покупают лишь лыки. Исключительно же покупаемые предметы одежды: шапка, шляпа, кушак, рукавицы, сапоги, платки-, валенцы и коты; конечно недостаточные скотом покупают и овчины.
Вообще, в больших торговых селениях или между казенными крестьянами, вес наряд разнообразнее, чище и щеголеватее.
Парня-щеголя нередко можно встретить в картузе, в касандрийской или ситцевой рубахе. плисовых штанах и в синем халате, в сапогах с набором и со скрыпом; а молодку в шелковом платке, ситцовом сарафане и фартуке, плисовом или нанковом холоднике и в башмаках. Китайчатые и кумачные сарафаны составляют праздничный наряд крестьянок в небогатых и глухих селениях.
Многие элементы женских костюмов благополучно дожили до 80-х годов прошлого века: фартуки, халат (уже фабричные) и ряд других..