Конструктор Владимир Яценко в 1930-х гг работал в конструкторском бюро Поликарпова, они тогда совершенствовали истребитель И-16.
"Ишак" потребовалось модернизировать после появления в небе Испании новых немецких истребителей Мессершмитт Bf-109Е у него за счет нового мотора "Даймлер-Бенц" 601 мощностью 1100 л. с. скорость выросла до 570 км/ч. Они поступили в Испанию под конец гражданской войны.
Bf-109E был быстрее И-16 на 100 км/ч и был лучше вооружен.
В 1937 г. Яценко возглавляет КБ авиазавода № 81 в Тушино и строит свой истребитель И-28, который был схож по схеме и двигателю с И-180. Он имел мотор М-88 в 1 000 л. с., мощное вооружение и сходный полетный вес - 2 700 кг. Скорость И-180 (1939 г.) - 575 км/ч, у И-28 (1940 г.) - 566 км/ч.
И это был второй экземпляр, на первом экземпляре должен был стоять мотор М-90 с 1 700 л. с. Планировалось достичь скорость 600 км/ч. Но удалось на первый опытный образец поставить мотор М-87А с 950 л. с., его поднял в воздух Стефановский и достиг скорости 545 км/ч на высоте 6 000 м, что было выше скорости И-16 на 100 км/ч.
Госкомиссия в 1940 г. высоко оценила И-28 и назвала его первым в СССР скоростным истребителем.
И-28 представлял собой истребитель-низкоплан с небольшой обратной "чайкой" в месте соединения крыла с фюзеляжем, что давало хороший обзор вперед. Шасси оказалось сравнительно низким, двигатель звездообразный М-87А. На втором экземпляре поставили М-87Б, с этим мотором построили несколько серийных самолетов.
По конструкции И-28 был в основном деревянным. Крыло деревянное, однолонжеронное с работающей обшивкой.
И-28 должен был быть хорошо вооружен. Предполагалось поставить 2 ШВАКа (по 300 патронов) и 2 ШКАСа (по 1 700 патронов). По второму варианту хотели поставить два 12,7-мм БСа, одну 20-мм пушку ШВАК, четыре РС и 100 кг бомб. На испытаниях, которые проводились в НИИ ВВС с июня по июль 1939 г. вооружение не ставилось, потому что на моторе М-87А не было синхронизатора.
Шасси и закрылки убирались и выпускались пневматически.
Стефановский облетывавший И-28 отметил, что продольная, поперечная и путевая устойчивость машины недостаточна. Техника виража очень сложная, как и на И-16. Винто-моторная группа работала удовлетворительно.
Самолет на испытаниях потерпел аварию. При выполнении задания по пикированию с высоты 8 000 м на скорости 725 км/ч от перегрузок разрушился капот. Кусок сорвавшегося капота разрушил хвостовое оперение, самолет сделал резкий клевок на нос. От перегрузки оборвались привязные ремни пилота и Стефановского в бессознательном состоянии выбросило через открытый фонарь из самолета. Через несколько секунд летчик очнулся и открыл парашют.
Эта авария стала роковой для И-28. До аварии его хотели выпускать серийно на саратовском заводе "Саркомбайн". На предприятии даже прекратили серийный выпуск Р-10 и его гражданский вариант ПС-5.
Помимо этого плохо давалось освоение деревянной конструкции И-28. Из 30 заказанных машин выпустили только 5.
По сравнению с расчетным, взлетный вес И-28 получился перетяжеленным: его необходимо было уменьшить на 200-250 кг. 1940 г., он выжал скорость 566 км/ч на высоте 7 000 м. На экземпляре Стефановского достигли скорости 545 км/ч на высоте 6 000 м, практического потолка - 10 400 м, на высоту 8 000 м самолет поднимался за 12 минут.
Комиссия по расследованию аварии установила непрочность моторных капотов при больших скоростях, ненадежность литых дюралевых узлов крепления стабилизатора к фюзеляжу и узлов крепления руля высоты к стабилизатору, недостаточная жесткость хвостовой части фюзеляжа. Была выявлена плохая склейка обшивки со шпангоутами и стрингерами.
Другая приемная комиссия порекомендовала увеличить поперечное V крыла и площадь оперения. Сделать фонарь пилота откидывающимся назад, сделать у него аварийные замки, доработать аварийный выпуск шасси, повысить жесткость щитков-закрылков.
Комиссия предложила усовершенствовать ВМГ, изменить конструкцию моторной рамы для удобства эксплуатации. Предложили перекомпоновать приборную доску, установить генератор ГС-350.
В своем заключении приемная комиссия писала, что И-28 М-87А (М-88) является современным скоростным истребителем. Нужно будет построить дублер, с учетом всех пунктов аварийной комиссии, закончить испытания на пилотаж, штопор и пристрелку оружия не позднее 15 октября 1939 г. Вести подготовки к серийной постройке после устранения всех дефектов. На дублер поставить двигатель М-88.
Но в июне 1940 г. работы по И-28 прекратили. Уже пошли в серию ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1. На "Саркомбайне" стали выпускать Як-1.
Основной проблемой И-28 было отсутствие подходящего мотора, комиссия даже рекомендовала уменьшить вес самолета на 300 кг, чтобы получить прирост летных данных.
Конструктор с июля 1941 г. переводится на завод, выпускающий МиГ-3. Потом он работал заместителем Микояна и Ильюшина.
Спасибо за прочтение.