Приятный вечер в кафе или ресторане не всегда может закончиться на позитивной ноте. От возможного отравления не может застраховать ни статус заведения, ни итоговый счет. Но что делать, если вы стали жертвой некачественно оказанных услуг: оставить все как есть или попробовать восстановить справедливость? Представители Роспотребнадзора рекомендуют выбрать второй вариант, тем более что доказать свою правоту не так уж и сложно.
Если после посещения мест общественного питания вы почувствовали недомогание или первые признаки отравления – немедленно обратитесь к врачу. Симптомы могут проявиться как в первые 20-30 минут после приема пищи, так и через 10 часов. Классическими признаками отравления являются тошнота, рвота, диарея, боль в желудке и кишечнике. Также нередко у больного повышается температура. Игнорировать симптомы не следует, так как отравление способно причинить серьезный вред организму. Кроме того, благодаря своевременному обращению к врачу, удастся собрать доказательную базу и получить медицинское заключение, которое уже вскоре вам понадобится.
«При отравлении в общепите не действует презумпция вины, предусмотренная статьей 1064 Гражданского кодекса РФ. Поэтому нельзя просто так обвинить кого-то в своем недомогании. Нужна доказательная база. Поэтому без посещения врача добиться чего-то будет невозможно», – подчеркивает адвокат Никита Хлебников.
Быстрее доказать факт посещения мест общественного питания поможет чек, его лучше сохранить в течение нескольких дней. Если чека нет, то достаточно будет и выписки из банковского счета. Также потерпевшему следует найти несколько свидетелей, которые бы подтвердили его доводы.
Первое, что необходимо сделать, – написать претензию владельцу заведения (индивидуальному предпринимателю или руководителю юридического лица). Форма для заполнения доступна на официальном сайте Роспотребнадзора: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/pitanie/forms. К претензии необходимо предъявить копии чека и медицинского заключения, а в своем обращении указать требование о возврате стоимости ужина, компенсации стоимости лечения, а, в случае необходимости, компенсации утраченного заработка.
Документ нужно вручить представителям заведения, при этом попросив их расписаться на втором экземпляре, а также указать дату вручения. Еще один вариант – заказное письмо с уведомлением о вручении. В соответствии со ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» ваши требования должны быть удовлетворены в десятидневный срок.
Если в добровольном порядке проблему решить не удается, то следует обратиться с исковым заявлением в суд.
«Бояться судебных разбирательств не стоит. Если у вас есть вся доказательная база, то добиться справедливости не составит труда. К тому же, такие прецеденты заставляют владельцев заведений общественного питания строже относиться к продукции, которую они производят. Никто не хочет платить огромные штрафы, поэтому в следующий раз они несколько раз подумают перед тем, как положить в какой-нибудь салат не самый свежий ингредиент», – рассказывает юрист Сергей Белкин.
Помимо заявления в суд, каждый вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Если при рассмотрении жалобы будут выявлены нарушения санитарного законодательства или законодательства в области защиты прав потребителей, то виновные лица будут привлечены к ответственности.
Обращались в суд в подобных ситуациях? Пишите в комментариях.