Центральный герой первой части The Last of Us, а также слитый персонаж продолжения... но до грустного мы ещё дойдём, хотя историю Джоэла ни под каким углом нельзя назвать весёлой.
Собственно, сама игра открывается нам сценой, в которой демонстрируются отношения Джоэла с его дочерью Сарой. Короткая и ёмкая, она при этом очень хорошо раскрывает всю глубину привязанности Джоэла как отца к своей дочери. Вскоре начинается апокалипсис, и происходит трагическая гибель Сары от рук солдата.
Следом за чем сразу же нас переносит на двадцать лет вперёд, и мы как нельзя хорошо ощущаем контраст между тем Джоэлом, которого видели всего несколько минут назад, и тем, кого из него сделала утрата и судьба за эти двацать лет. Ожесточившийся, циничный, прагматичный, ворчливый, да и в целом уставший от жизни, и думающий только о бесцельном выживании. В то время как совсем недавно он нам представлялся заботливым и шутливо-саркастичным, хотя и тонущим в проблемах.
Джоэл принял правила нового мира: выживает сильнейший, и каждый сам за себя. Он не сочувствует конкурентам или тем, кого бросает на смерть ради собственного спасения. Впоследствии мы узнаём, что в прошлом Джоэл со своим братом Томми творили ради выживания ужасные вещи, и в итоге замученный совестью Томми отошёл от совместных дел с братом. Джоэл тоже испытывает что-то отдалённо напоминающее раскаяние за свои пошлые поступки, но у него всегда было для себя оправдание - заботиться о младшем брате. Тема родства и заботы о близких - больное место Джоэла. Поэтому он довольно быстро отходит после того, как попутчик Генри бросает его и Элли на верную смерть - когда узнаёт, что Генри заботился о своём младшем брате, что напоминает Джоэлу о себе самом и о том, на что он сам был готов пойти ради близких.
После того, как Томми покинул его, и Джоэл завязал с деятельностью грабителя, но связался с контрабандой, он боится привязанности к другим людям (хотя невольно привязывается к своей напарнице - контрабандистке Тесс, испытывая боль после её гибели). Его изначальное отношение к Элли построено как раз на боязни привязанности - примерно в том же возрасте погибла его собственная дочь, Элли как и Сара нуждается в заботе и защите, и характер у родной дочери тоже был немного дерзкий - хотя конечно же мягче, чем у Элли, учитывая разность условий воспитания и взросления. Джоэл от самого факта, что Элли вынуждает его ассоциировать себя с Сарой одним своим присутствием, испытывает злость, стараясь и Элли, и самому себе напоминать, что она для него не более чем контракт, и он не намерен с ней дружить и что-либо по отношению к ней чувствовать. Элли, драму которой мы разберём в следующей статье, напротив тянется к Джоэлу, стараясь вызвать у него симпатию, навязывая ему своё расположение и тем самым усиливая его раздражение. Подсознательно Джоэл боится привязаться к Элли и снова потерять дорогого человека.
К середине совместного путешествия Джоэл уже немного оттаивает, и как бы он ни старался, симпатия и забота об Элли понемногу прорываются наружу. Джоэл разрывается надвое: он не может не заботиться о девочке и не чувствовать в ней замену дочери, но не хочет самому себе в этом признаваться и боится новых ран, связанных с утратой близких людей. Поэтому для него куда легче сбагрить Элли кому-нибудь другому, и поскорее вычеркнуть её из памяти, ещё больше закостенев в своей чёрствости и нелюдимости. Он планирует передать Элли своему брату Томми. Рациональным объяснением такого решения является лучшее знакомство Томми с этими местами и то, что с ним Элли окажется в более надёжных руках. Но, на самом деле, это больше отговорка Джоэла как для окружающих, так и для себя самого - оправдание, почему он как можно скорее должен расстаться с девочкой, к которой начал привязываться, пока он ещё в состоянии обуздать свой отцовский инстинкт.
А вот Элли решение Джоэла расстаться с ней категорически не приемлет, срываясь и высказывая ему всё, что он подсознательно сам думает: о том, что он боится привязанности после смерти дочери. Эта откровенность и точное обозначение Элли его настоящих проблем и мотивов приводит Джоэла в бешенство, и он уже стремится как можно скорее перепоручить Элли брату - но быстро приходит в себя, обдумав случившееся и признав самому себе, что он правда позволил себе попасться на крючок квазиотцовской любви, и не имеет смысла дальше продолжать это отрицать и вычёркивать Элли из своей жизни.
С этого момента его связь с девочкой только крепнет, тем более что в скором времени она выкажет высшую степень заботы о нём, помогая выжить после получения тяжёлой раны. После этого к Джоэлу окончательно приходит осознание, что Элли стала для него дочерью - в духовном плане. Даже несмотря на то, что от их миссии зависит судьба человечества, Джоэл предлагает просто вернуться в Джексон и зажить нормальной жизнью. Но Элли отказывается, так как осознаёт важность их путешествия.
Естественно, осознание того факта, что ради разработки вакцины Элли нужно убить, повергает Джоэла в глубокое потрясение. Начинает воплощаться его худший кошмар: повторная потеря самого дорогого, любимого человека, который даёт ему смысл жизни. Джоэл не может смириться с мыслью об этой утрате, о новой неизлечимой душевной ране, и ему уже плевать на судьбу человечества: он не может пересилить свои личные привязанности, свой, можно сказать, эгоизм, чтобы спасти собственный вид. Джоэл не является героем - он является сломленным и потерявшим смысл жизни человеком, который только недавно вновь смог его обрести - и вновь рискует потерять. И хотя финальный поступок Джоэла не заслуживает одобрения, но всё же его можно понять как человека - да и будем честны, мы не знаем, как бы сами поступили в такой ситуации. Остаётся лишь надеяться, что и не узнаем.
Джоэл боится сказать Элли правду о том, что он натворил на базе "Цикад" - она была готова на всё ради спасения человечества, в том числе и пожертвовать собственной жизнью, и Джоэл это знает. Он не хочет причинять девочке новую боль и травмировать её слишком ужасной правдой, поэтому лжёт о том, что таких как она - много, и попытки изобрести вакцину не дали результатов. Теперь он готов оберегать Элли до конца жизни - и носить в себе осознание того, что он натворил, лишив человечество последней надежды на победу в безнадёжной борьбе с инфекцией. Что и создаёт к Джоэлу как к персонажу крайне противоречивое отношение, заставляя сочувствовать, уважать и ненавидеть его одновременно.
Сомнителен поступок Джоэла или же нет - игра получила очень сильный и крайне грамотно поставленный эмоциональный финал, который не мог оставить равнодушным. И вот зачем выпускают сиквелы к законченным историям...
Но, как бы то ни было, сиквел есть, и никуда от факта его существования не деться... хотя, мне бы очень хотелось. Но такое трудно развидеть.
Тем не менее, положительные стороны у The Last of Us II всё же существуют, и связаны они в первую очередь со всё теми же взаимоотношениями Джоэла и Элли во флэшбеках. Будь игра сосредоточена на этих моментах - и у меня не было бы к ней нареканий. Чего стоит эпизод похода Джоэла и Элли в музей. И да, я снова повторяю содержание предыдущих статей.
Я бы вообще к данной игре не прикасался, не будь здесь продемонстрировано своеобразное развитие Джоэла как персонажа, дающее чуть больше подробностей о его личности и изменениях, которые он претерпел благодаря Элли.
Остепенившись в Джексоне, Джоэл и вправду заменил Элли отца, опека которого в какой-то момент даже начала ей немного досаждать (хотя её любви и привязанности к нему это не отменяет). Было продемонстрировано, что Джоэл благодаря Элли изменился в лучшую сторону, став менее жёстким, более мягким и сентиментальным, но чем лучше он становился, тем сильнее грызло его чувство вины за прошлые поступки, включая разгром базы "Цикад". В одном из походов Джоэл и Элли находят тела двоих давно пропавших джексоновцев, которые хотели выбраться в друге место и заразились. Элли говорит о том, что они могли бы выжить, если бы была изобретена вакцина. Это подстёгивает чувство вины Джоэла, на глазах которого множатся жертвы его давнего эгоистического поступка, когда он отказался обменять одну дорогую ему жизнь на благо человечества. Можно сказать, он является человеком, погубившим свой вид.
Как известно, всё тайное становится явным, и однажды Элли всё-таки узнаёт правду о вакцине и "цикадах", и отношения с Джоэлом идут под откос. Джоэлу вдвойне больно: как от вины за собственные грехи, так и от ненависти, которую он теперь получает от спасённой и оберегаемой им девочки. Но однажды он признаётся ей, что если бы смог вернуться в прошлое, в тот самый момент, то поступил бы точно так же - несмотря на всё бремя и ответственность за миллионы жизней, он вновь спас бы свою малышку, без которой само существование мира для него уже не имеет смысла. И Элли, мечась между ненавистью за то, что сделал Джоэл, и привязанностью к нему за их совместное прошлое и невероятную заботу, оказанную им ей, вплоть до такого дикого поступка, решает всё-таки попытаться простить Джоэла и наладить с ним отношения - хотя и понятно, что между ними навсегда останется определённое напряжение.
Ну а потом тени прошлого настигают Джоэла, и он в наказание за свои грехи получает жестокую и мучительную смерть. Многие плакали, многие злились на разработчиков, сливших культового персонажа практически в начале сиквела - и хотя я тоже считаю, что без Джоэла история в общем-то не имеет смысла, давайте честно признаем, что его личный финал был закономерен и в целом заслужен. Да, он заслужил такую жестокую и болезненную смерть, находясь в таком жалком и беспомощном положении. Ведь всё его чувство вины и все его попытки стать хорошим человеком не могли компенсировать того, что он отнял у представителей своего вида, и судьба в конечном счёте воздала ему по заслугам. Несмотря на то, что он - один из самых ярких персонажей игровой индустрии, которому я глубоко сопереживал, и за которым мне интересно было наблюдать, я скажу - ты получил то, что заслужил, Джоэл Миллер.
Другие разборы по теме The Last of Us: