Найти тему
Дина Старовойтова

ДАЖЕ ДВОРНИКОМ НЕ СМОЖЕШЬ РАБОТАТЬ!

С утра сегодня наткнулась на пост. Мама пишет о том, как ее сын отказался делать домашку. А далее идет повествование о том, как она проводит с ним разъяснительную беседу о том, что:
- если он не будет учиться, то поедет в деревню убирать коровники и свинарники, так как в Москве он не сможет без образования даже на должность дворника претендовать
- если он получит тройку, она расстроится, а пятерку - будет гордиться
- помогать ему в выполнении домашки она не будет ни в коем случае - это "твоя ответственность, ты должен сам справляться со сложностями"

И пошло описание, как ребенок 2 часа делал домашку, не понимая, спотыкаясь об упражнения. Шло же и описание того, что "в большинстве случаев и родители не понимают, что задают в школе и как вообще это решать/выполнять"

И все бы ничего, но ребенок во втором классе...

Я представила малыша, на плечи которого валится поток трехчасового монолога. Как сложно ему, не имея жизненного опыта, осознать последствия, наступлением которых его пытаются мотивировать (или напугать?) Много еще чего сложно понять маленькому человеку. Он просто верит и, чтобы мама не расстраивалась, принимает решение мучиться в попытках разобраться в том, в чем даже "взрослые не всегда могут"

Это реальный пример, не фантазия, а реальный пример монолога, который, в итоге, приведет к тому, о чем я пишу в блоге. К выгоранию, полной демотивации, нежеланию верить и говорить. К пониманию того, что когда сложно, рассчитывать на помощь нельзя. Важен не ты, а то, как тебя оценили другие люди

Есть целый набор токсичных форматов бесед с детьми, которые в моменте, конечно, решают проблему, но в перспективе наносят больше вреда, чем пользы

Давайте потренируемся, чтобы не ошибаться? Ниже несколько фраз, которые могут сказать дети. Пишите ваши варианты реакций, будем разбираться и учиться поддерживать детей:

- Я ненавижу школу! Больше никогда не пойду туда!
- Эта куртка идиотская, только уроды в таких ходят!
- Пусть ставит два, я не буду делать эту презентацию!

Выбирайте любую (или все). Пишите, как бы вы ответили ребенку

Подсказки:

1. Помните, ваш ребенок импульсивен. Он еще не умеет регулировать свои эмоции и, часто, он имеет в виду не то, что говорит.
2. Прислушайтесь к себе. Какая реакция у вас, когда вы слышите подобные фразы, какие мысли возникают. Это вас расстраивает, огорчает, обижает? Вам все равно или это вас умиляет?
3. Если вы раздражены, не в настроении - не вступайте в диалог, не срывайтесь. Эмоции на эмоции - очень взрывоопасная смесь. Дайте выдохнуть ребенку, выдохните сами. Вы всегда можете вернуться к разговору. А пока просто поцелуйте и пообещайте выслушать: "Ого! Я вижу, что ситуация серьезная, тут надо время, чтобы разобраться. Погоди, я сейчас доделаю свои дела и мы поговорим" (с курткой: "по-моему, тебя действительно бесит эта куртка, мы что-нибудь обязательно придумаем, вижу ситуация серьезная, если не против - сейчас сходи в ней, а чуть позже обсудим что сделать, ок?!")
4. Разговор (сразу или позже) лучше начать с предположения об эмоциях и чувствах: "Я чувствую, что тебя что-то расстроило (расстраивает) / по-моему тебя бесит эта куртка / мне кажется или ты возмущен темой презентации?"
5. Не пытайтесь сразу уговаривать. Высказали предположение о чувствах, ждите. Ребенок заговорит, он будет или фонтанировать эмоциями или уточнит, что он чувствует
6. Слушайте, используя приемы активного слушания

Мы учим детей экологично выходить из конфликтных ситуаций и справляться со своими парадоксальными эмоциями. Дети еще не умеют регулировать себя, не вспыхивайте сразу, не увлекайтесь нотациями. Задача: разобраться в том, что происходит-то вообще?

Часто за эмоциональной фразой типа "я эту дурацкую домашку НИКОГДА больше не буду делать":
- нет реального желания довести решение до конца
- есть подтекст (что-то случилось, расстроило, разозлило и т.п.)
- есть решение (важно не подсунуть свое, а дождаться, слушая, что ребенок думает по поводу выхода из ситуации)

Пишите вопросы, будем обсуждать