Автор — директор ООО “ЛЭП-Комплект+” и учредитель завода ЖБИ “ОС-Центр” Мурашов Валентин Игоревич
Мотивация персонала – один из секретов успешного управления производством. Казалось бы, все не так уж и сложно – отмечай особо отличившихся сотрудников в приказах, вешай их портреты на доску почета, плати премии. Но на практике, с проблемами мотивации подчиненных на производстве сталкиваются многие руководители. На самом деле, основной проблемой, связанной с недостаточной эффективностью мотивации работников, является формальный подход к данному процессу, не учитывающий специфики конкретного предприятия и конкретных сотрудников. Поэтому, давайте разберемся подробнее, какие бывают способы мотивирования работников на производстве и как их лучше всего применять.
Для начала, определим, что же подразумевается под мотивацией. Можно сказать, что это внутренняя заинтересованность, свойственная конкретному человеку. Стоит отделить ее от стимулирования, то есть внешнего воздействия, которое может быть направлено не только на конкретного сотрудника, но и на круг субъектов.
Мотивация и стимулирование нужны всем, вне зависимости от возраста, статуса на предприятии: как только что пришедшим новым сотрудникам, так и старожилам предприятия, рабочим, инженерам, менеджменту. Демотивированный сотрудник подобен якорю, который не дает кораблю сдвинуться с места и, более того, тянет его обратно.
Существует достаточно много способов мотивации, на эту тему написано множество исследований и научных работ. Остановимся на самых известных и действующих.
Наверное, самый простой из них основан на получении различных материальных благ за хорошую работу – прибавки к зарплате, премии. Однако, у такого стимула есть и свой недостаток – он достаточно быстро нивелируется, работник как бы «привыкает» и перестает трудиться эффективно, выкладываться. Другой момент – материальное стимулирование должно распределяться, с одной стороны, заслуженно, но с другой – относительно равномерно, так как регулярное премирование одних и тех же сотрудников может вызвать конфликт в коллективе.
С предыдущим пунктом связан и такой способ мотивации работника, как его повышение по должности. Например, если видно, что сотрудник (например, сварщик или электрик) хорошо справляется со своей работой и, что тоже немаловажно, пользуется авторитетом и уважением среди коллег. Если не учесть последнее, то есть риск потерять квалифицированного работника и получить не самого лучшего руководителя. Такой способ хорошо работает в отношении выявленных в коллективе лидеров. Был и в практике работы нашего предприятия такой случай, когда человек, пришел на должность электрика, но уже через примерно год-полтора стал их бригадиром.
Другой стимул – признание заслуг конкретного работника. Как это можно сделать – отметить в приказе, выразить благодарность, разместить фотографию на доске почета, присвоить какое-то звание, проще говоря, повысить его социальный статус. По практике нашего предприятия, для некоторых работников такой стимул может быть даже важнее, чем материальное поощрение.
Кроме того, на любом предприятии существуют такие работники, которые не просто делают свою работу «от сих до сих», а стараются внести различные рациональные предложения, направленные на повышение эффективности труда и оптимизацию производства. Стимулом для таких сотрудников будет являться практическое внедрение их предложений. К этой же группе можно отнести и участие в реализации интересных проектов. Могу сказать по собственному опыту, что это реально мотивирует.
Еще один способ мотивации – донесение до сотрудников важности и нужности их работы. Здесь важно своего рода «зарядить» работников, донести до них, что они не просто отбывают номер, а делают важное и нужное дело. Например, наше предприятие «ОС-Центр» выпускает железобетонные опоры линий электропередач. Без этого не обеспечить энергоснабжение населенных пунктов и предприятий, поэтому важно подходить к работе ответственно.
Также мотивацией для работника может послужить направление на повышение квалификации или обучение новой специальности. Знаю много примеров, когда это позволило не просто мотивировать человека, а сделать его высококлассным и лояльным предприятию профессионалом.
Следующая группа способов прямо не предполагает материального стимулирования. Назовем ее общими словами – создание комфортных условий труда, также они известны как гигиенические факторы. Это достаточно широкое понятие, которое включает в себя как обустройство современных и комфортных рабочих мест, так и организацию столовой на предприятии, создание комнат отдыха и спортзала. Проще говоря, работники должны идти на работу с радостью. В свою очередь, некомфортные условия труда отрицательно влияют на продуктивность и эффективность деятельности.
Итак, мы рассмотрели основные способы мотивации работников на производстве. В заключение хочу отметить, что публикация готовилась не только на основе теоретических материалов и научных исследований, но и с учетом практического опыта внедрения различных практик на нашем предприятии.