Новый этап в организации ретро-поездов совпал с развитием в нашей стране движения любителей железных дорог, наиболее активной ячейкой которого стало ВОЛЖД — Всесоюзное общество любителей железных дорог, созданное в 1990 году по инициативе ЦК профсоюзов ж.д. транспорта совместно с МПС СССР. Одной из основных задач деятельности любителей является создание и пополнение единого фотоархива по истории отечественной локомотивной тяги.
Первая ретроакция вновь созданного Всесоюзного общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) совместно с МПС состоялась 19 сентября 1990 года на заповедном участке Торжок — Осташков — Торжок Октябрьской дороги под руководством машиниста-инструктора Г. И. Шебина локомотивного депо ТЧ-34 Осташков, которое обслуживало данный участок.
В разовом порядке пассажирский поезд № 653/654, имеющий в этих краях прозвище «снежинка» (потому что зимой мелькал в пространстве леса как снежинка) и состоявший всего из четырех цельнометаллических вагонов и вагона-лавки, вместо привычных здесь в те годы тепловозов серии М62 провели грузовые паровозы серии Л-5093 и Л-4074.
В поездке приняли участие 36 любителей из самых разных городов страны. В пути следования проводились фото- и видеосъемки посадки-высадки пассажиров, продажи хлеба из вагона-лавки, экипировки паровоза, отправления поезда со станции, набора воды в тендер паровоза, обмена жезлов на станциях.
Паровая тяга, о которой к тому времени оставалось лишь с печальным вздохом вспоминать, вдруг ожила! На участке Соблаго — Кувшиново поезд шёл по сигналам настоящих семафоров, а машинисты на станциях получали на паровоз жезлы.
Никогда не забуду всё то же ощущение счастливой небывальщины. Оказавшись в стихии дикой (тогда ещё совершенно нетронутой варварскими вырубками) и очень красивой природы Верхневолжья, на родных перегонах среди глухих лесов, старинного служебного жилья, под семафорами, паровоз выглядел абсолютно естественно — так, как будто кроме него здесь ходить больше ничего просто не может.
В паровозе ведь тоже присутствует истинный феномен железки — вписываемость в наш среднерусский пейзаж. И впервые довелось постичь это именно тогда, когда 653-й с «лебедянкой» во главе шёл по мосту через великую русскую реку Волгу в Пено…
А.Б. Вульфов, воспоминания из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог".
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram