Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Возрождение паровой тяги и ретро-поездов в 90-е годы прошлого века, как это было

Пассажирский поезд с паровозом серии Л следует на 147 км перегона Пено-Осташков, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Евгений Гурылёв
Пассажирский поезд с паровозом серии Л следует на 147 км перегона Пено-Осташков, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Евгений Гурылёв

Новый этап в организации ретро-поездов совпал с развитием в нашей стране движения любителей железных дорог, наиболее активной ячейкой которого стало ВОЛЖД — Всесоюзное общество любителей железных дорог, созданное в 1990 году по инициативе ЦК профсоюзов ж.д. транспорта совместно с МПС СССР. Одной из основных задач деятельности любителей является создание и пополнение единого фотоархива по истории отечественной локомотивной тяги.

Во время проведения съёмок с дрезины ТД-5 поезда № 653/654 Осташков-Торжок за мостом перед станцией Селижарово, ОКТ жд, сентябрь 1990 года. Фото с портала "Галерея паровоза ИС"
Во время проведения съёмок с дрезины ТД-5 поезда № 653/654 Осташков-Торжок за мостом перед станцией Селижарово, ОКТ жд, сентябрь 1990 года. Фото с портала "Галерея паровоза ИС"

Первая ретроакция вновь созданного Всесоюзного общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) совместно с МПС состоялась 19 сентября 1990 года на заповедном участке Торжок — Осташков — Торжок Октябрьской дороги под руководством машиниста-инструктора Г. И. Шебина локомотивного депо ТЧ-34 Осташков, которое обслуживало данный участок.

Собрание в актовом зале у начальника локомотивного депо ТЧ-34 Осташков  Дешкина. В центре фото машинист-инструктор Г.И. Шебин. 80-е годы ХХ века. Фото из личного архива работников бывшего локомотивного депо ТЧ-34 Осташков
Собрание в актовом зале у начальника локомотивного депо ТЧ-34 Осташков Дешкина. В центре фото машинист-инструктор Г.И. Шебин. 80-е годы ХХ века. Фото из личного архива работников бывшего локомотивного депо ТЧ-34 Осташков

В разовом порядке пассажирский поезд № 653/654, имеющий в этих краях прозвище «снежинка» (потому что зимой мелькал в пространстве леса как снежинка) и состоявший всего из четырех цельнометаллических вагонов и вагона-лавки, вместо привычных здесь в те годы тепловозов серии М62 провели грузовые паровозы серии Л-5093 и Л-4074.

"Снежинка" с паровозом серии Л-5093 отправляется со станции Шуваево, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Евгений Гурылёв
"Снежинка" с паровозом серии Л-5093 отправляется со станции Шуваево, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд, сентябрь 1990г. Фото: Евгений Гурылёв

В поездке приняли участие 36 любителей из самых разных городов страны. В пути следования проводились фото- и видеосъемки посадки-высадки пассажиров, продажи хлеба из вагона-лавки, экипировки паровоза, отправления поезда со станции, набора воды в тендер паровоза, обмена жезлов на станциях.

Паровая тяга, о которой к тому времени оставалось лишь с печальным вздохом вспоминать, вдруг ожила! На участке Соблаго — Кувшиново поезд шёл по сигналам настоящих семафоров, а машинисты на станциях получали на паровоз жезлы.

Грузовой поезд во время паровозной обкатки, организованной ВОЛЖД отправляется со станции Шуваево, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд. Входной семафор мы видим на фото уже закрещён двумя планками, станция больше не действует. Фото из архива ВОЛЖД
Грузовой поезд во время паровозной обкатки, организованной ВОЛЖД отправляется со станции Шуваево, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд. Входной семафор мы видим на фото уже закрещён двумя планками, станция больше не действует. Фото из архива ВОЛЖД

Никогда не забуду всё то же ощущение счастливой небывальщины. Оказавшись в стихии дикой (тогда ещё совершенно нетронутой варварскими вырубками) и очень красивой природы Верхневолжья, на родных перегонах среди глухих лесов, старинного служебного жилья, под семафорами, паровоз выглядел абсолютно естественно — так, как будто кроме него здесь ходить больше ничего просто не может.

В паровозе ведь тоже присутствует истинный феномен железки — вписываемость в наш среднерусский пейзаж. И впервые довелось постичь это именно тогда, когда 653-й с «лебедянкой» во главе шёл по мосту через великую русскую реку Волгу в Пено…

Лебедянка следует по трёхпролетному мосту через Волгу в Пено. Фото: Евгений Гурылёв
Лебедянка следует по трёхпролетному мосту через Волгу в Пено. Фото: Евгений Гурылёв

А.Б. Вульфов, воспоминания из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram