Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Единственный сохранившийся работоспособным горячий паровоз дореволюционной эпохи Ов-324 — знаменитая «овечка» постройки 1905 года

На сегодняшний день единственный сохранившийся в России работоспособным дореволюционный горячий паровоз — это Ов под номером 324, знаменитая «овечка» постройки 1905 года. Герой кинофильма вольной экранизации «Анна Каренина» по одноимённому роману Льва Толстого, снятого режиссёром Кареном Шахназаровым в 2017 году.

Стопкадр из к/ф «Анна Каренина» режиссёра Карена Шахназарова
Стопкадр из к/ф «Анна Каренина» режиссёра Карена Шахназарова

На днях мне удалось застать её совершенно случайно в Карелии в городе Сортавала во время стоянки у платформы "Сортавала-Центр".

Фото автора канала
Фото автора канала

Это машина с механизмом парораспределения Вальсхарта, о чём говорит нам сама серия паровоза (Ов) и осевой формулой 0-4-0. Экипажная часть состоит только из четырёх ведущих колёсных пар, при отсутствии бегунков и поддерживающих колёсных пар. Тендер паровоза имеет всего три оси, а будка паровоза полуоткрытого типа, характерная для паровозов царской поры.

Фото автора канала
Фото автора канала

Впереди у буферного бруса овечки сохранилась оригинальная звеньевая сцепка, буферные фонари, а также буферы сжатия. Вместо прожектора — огромный оригинальный керосиновый фонарь.

Фото автора канала
Фото автора канала

Она стояла в клубах пара с поездом из двух пассажирских вагонов "Рускеальского экспресса". Причём один из них, который являлся хвостовым — это специальный фотовагон выполненный в ретростиле, не имеет дающих блики окон и распахнут всем ветрам. Рай для любого фотографа.

Фото автора канала
Фото автора канала

Из такого вагона можно почувствовать сладковато-едкий дымок от сгорающего в топке угля и разносящийся из паровозной трубы— тот самый дух железнодорожных странствий. Приветливые проводники из фотовагона звали нас с собой, чтобы отправиться в небольшое путешествие по Карелии. Спасибо им за приглашение!

Фото автора канала
Фото автора канала

При желании можно даже было подойти к «овечке» поближе, потрогать её своими руками, понять, что она горячая, живая, что она дышит.

Фото автора канала
Фото автора канала

Не старина — нет, конечно, старина ожить не может, для этого мало одного лишь ретро — а именно дух старины присутствовал. Возврат к невозвратимому, навсегда ушедшему в былое прошлого "чугунки". Ведь живой паровоз, как вы уже знаете, — это не только зрелище: это запах гари, горящего угля, смазочного масла, брызги, струи пара, жар в топке и языки пламени, вырывающиеся через приоткрытую дверцу шуровки.

Топочная дверца шуровки у «овечки» распашная, круглая,  под форму полена при отоплении паровоза дровами. Фото Вадима Лохмачёва
Топочная дверца шуровки у «овечки» распашная, круглая, под форму полена при отоплении паровоза дровами. Фото Вадима Лохмачёва

Это — стихия огня и пара. Это то, что даже не видом своим, а состоянием говорит очень о многом.

«Овечку» смазывали по-старинному — животным салом (которое было жутко зловонным и считалось техническим) и олеонафтом. А устройство паровой машины компаунд требовало от господина механика прямо-таки настойчивости всадника. Паровоз порой ни в какую не трогался с места! Ночью, огромный керосиновый фонарь едва освещал путь перед «овечкой».
До революции, на Бологое-Полоцкой, неприхотливые «овечки» отапливались исключительно дровами, в силу больших их запасов в этих лесных краях, да и стоило оно очень дёшево. Скорость она могла развить — вёрст 50 в час.
А.Б. Вульфов цитата из художественно-документального кинофильма "Бологое-Полоцкая", 1997 год.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал «Заповѣдная магистраль», чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!