Итак, сразу ответ: потому что Калугина вышла за него замуж. Все помнят, какими титрами заканчивался «Служебный роман»: через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика. То есть Людмила Прокофьевна не просто родила, но стала женой Анатолия Ефремовича, своего подчинённого. И после этого акта гражданского состояния, как называют юристы роспись в ЗАГСе, Люда Новосельцева уже не сможет повысить милого Толю – она же опытный и при этом честный аппаратчик.
Почему не? Она ещё не сошла с ума нарушать прямые запреты. В СССР, конечно, бытовала семейственность, но выглядела она очень завуалировано – так, начальник N пристраивал своего сына не к себе в контору, а к своему другу – начальнику М, а тот – пропихивал свою жену к бывшему однокурснику, а ныне – директору Y. Конечно, не все этим занимались, но кумовство ещё как цвело и с ним боролись, а если некий функционер попадался на этом, всё – его могли сильно понизить в должности, если вообще не выгнать!
Вот если бы всё сложилось по плану Самохвалова: флирт, приязнь и – назначение, тогда нормально. Есть некоторый элемент «фаворитизма», но на это в учреждениях, министерствах и ведомствах закрывали глаза, ибо главное, чтобы не родственников толкать к вершинам власти. Конечно, Людмила могла его быстро повысить, пока была ещё Калугиной, да тут иная загвоздка – она как раз подобными трюками не занималась, ибо честная и прямодушная. Её стихия – работа, а не аппаратные игрища.
Могло быть по-другому: Новосельцева могли перевести в министерство на скромную и аналогичную должность. Причём, без участия Калугиной, которая, я повторюсь – в эти манипуляции не ввязывается. Просто её доброхоты из министерства (среди которых и сам министр, судя по всему) вполне могут сделать такой подарок отличной работнице – взять наконец-то обретённого мужа на повышение. Но это должно быть сделано деликатно – да, в министерство, но должность – не ахти какая.
Но тут возникает ещё один важнейший нюанс. А зачем теперь самому Анатолию Ефремычу нужна эта должность? Он зачем к ней стремился попервоначалу? Чтобы заполучить оклад, позволяющий не «стрелять» рубли на приобретение детской обуви. Следом, влюбившись в начальницу, он вообще забыл о своей изначальной аргументации. То есть, им двигала явная нужда. Став мужем Калугиной, он скорее всего, не будет испытывать проблем со средствами.
Более того, Людмила сама всё купит и будет настаивать на этих подарках, а Новесельцев – интеллигентно отказываться со словами: «Перестань, у них всё есть». Новосельцев не сможет руководить, да и не захочет – власть не его тема. Но есть ещё один вариант развития событий – Самохвалов, если он конечно, останется на своей должности (высказывались версии, что он там – временно и вот он, как раз, точно пойдёт в министерство),...
...так вот, если останется, то автоматически займёт место Калугиной на время её декретного отпуска и скорее всего захочет её подсидеть. Вот он-то и замыслит …назначить Толика начальником отдела. Почему? Самохвалов как раз – игрок, интриган. Во-первых, он таким образом показывает, что ему не свойственно гнусное сведение счётов. Во-вторых, чтобы досадить Калугиной, чей любящий муж в 99 из 100 завалит всю работу. Но это уже совсем другая история.
Zina Korzina (c)