Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Почему паровозная гидроколонка никогда не замерзает зимой даже в самые сильные морозы?

"Между прочим паровозная гидроколонка — сооружение довольно затейливое и симпатичное. Сверху на ней горит светофорчик, хобот окрашен в красный цвет, сама колонка в серебристый, а основание колонки — в чёрный. Почти нигде уже их не осталось на линиях… Множество гидроколонок бессмысленно погубили в начале XXI века даже там, где по сей день имеются исправные водонапорные башни и работает водоснабжение на станциях! Ведь вода — это жизнь, она всегда может пригодиться хотя бы на случай заправки пожарного поезда для тушения пожара, да и колонка-то стоит — есть не просит, зачем её ломать? Но уж теперь поздно горевать. Что сделано, то сделано. А красиво колонки стояли в горловинах по станциям, былой стариной "чугунки" от них веяло, в светофорчиках своих с козырьками они, бывало, как в шапках-ушанках…"
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных доорог"
Паровозная гидроколонка. И в силуэте её и в каждом отдельном завитке милая старомодная причудливость, без которой так скучна теперь железная дорога. Станция Сортавала, р-ка Карелия. Фото: Алексей Алексеев
Паровозная гидроколонка. И в силуэте её и в каждом отдельном завитке милая старомодная причудливость, без которой так скучна теперь железная дорога. Станция Сортавала, р-ка Карелия. Фото: Алексей Алексеев

А как гидроколонка зимой выдерживает лютые морозы. Может есть какой-нибудь "зимний кран"?

Такой интересный на мой взгляд вопрос совсем недавно задавали мне в комментариях читатели моего канала. Водоснабжением во времена паровой эры ведал паровозный главк МПС, оно так и называлось — тяговое водоснабжение (не бытовое).

-2

От его налаженности напрямую зависела пропускная способность на участке, поэтому все подобные моменты были тщательно продуманы.

Заправка водой тендера паровоза серии Э морозной зимой в локомотивном депо ТЧ-12 С.Петербург-Финляндский. Фото: Вадим Гуков
Заправка водой тендера паровоза серии Э морозной зимой в локомотивном депо ТЧ-12 С.Петербург-Финляндский. Фото: Вадим Гуков

Вода в гидроколонке не замерзает даже при температуре минус 30 градусов. Дело в том, что у самого основания колонки есть специальный вентиль, чтобы после набора из неё воду с колонки в колодец под землю слить, а там глубоко под землёй она уже не замерзнет. Аналогично уличной колонки где-нибудь в частном жилом секторе для бытового потребления воды.

Альбом чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкой. 1902-1906 гг.
Альбом чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкой. 1902-1906 гг.
Альбом чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкой. 1902-1906 гг.
Альбом чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкой. 1902-1906 гг.
Альбом чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкой. 1902-1906 гг.
Альбом чертежей типовых и исполнительных. Бологое-Полоцкой. 1902-1906 гг.

А если все таки в мороз гидроколонку вдруг прихватит у основания, то помимо этого предусмотрена ещё и... печь обогрева самоварного типа!

Процесс  растопки печи паровозной гидроколонки в локомотивном депо ТЧ-12 С.Петербург-Финляндский. Фото: Вадим Гуков
Процесс растопки печи паровозной гидроколонки в локомотивном депо ТЧ-12 С.Петербург-Финляндский. Фото: Вадим Гуков

С той лишь разницей в том, что в самоваре сама топка находится внутри, а вода снаружи.

Общее устройство самовара
Общее устройство самовара

Топка паровозной гидроколонки устроена с точностью до наоборот. Вода проходит по трубе внутри, а топка располагается снаружи.

Паровозная гидроколонка, оборудованная печью самоварного типа. Локомотивное депо ТЧ-31 Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Паровозная гидроколонка, оборудованная печью самоварного типа. Локомотивное депо ТЧ-31 Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев

Хотя элементы у гидроколонки почти те же что и у самовара. Имеется колосниковая решётка, на которой сгорает топливо, поддувало, камера сгорания, а роль вытяжной трубы для отвода газов выполняет основание гидроколонки.

Рабочая паровозная гидроколонка на станции Осташков. Здесь мы не видим печи самоварного типа, колонка разукомплектована. И тем не менее и зимой работает исправно. Фото: Алексей Алексеев
Рабочая паровозная гидроколонка на станции Осташков. Здесь мы не видим печи самоварного типа, колонка разукомплектована. И тем не менее и зимой работает исправно. Фото: Алексей Алексеев

Спасибо всем кто поднимает интересные вопросы в комментариях, так благодаря вам рождаются новые темы!

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram