Крупнейший в СССР завод, производивший транспортные самолёты. Почему ему точно «не светит» возрождение в ближайшие годы?

37K прочитали

В июне 1932 года тогда ещё в подмосковном посёлке Химки был основан ремонтный завод, из которого было суждено вырасти легендарному советскому авиационному предприятию. Через 3 года после основания с заводского аэродрома взлетел первый самолёт. Испытания проводил Герой Советского Союза В. П. Чкалов. Его имя было присвоено заводу по ходатайству коллектива в 1937 году. С этого момента сотрудники чаще всего называли себя «чкаловцами», подчёркивая, что делают лучшие самолёты в стране.

Строящийся воздушный транспорт Л-5 конструкции В. И. Левкова, вид спереди. Завод № 84, 1937 год
Строящийся воздушный транспорт Л-5 конструкции В. И. Левкова, вид спереди. Завод № 84, 1937 год

Эвакуация

Когда в 1941 году фронт подходил к Москве, заводчанам было дано указание к немедленной эвакуации в Узбекистан. Грузить станки правильно не оставалось времени, поэтому их просто срывали с фундаментов и вместе с сопутствующими проводами срочно тянули в сторону главного корпуса, где загружали в вагоны. Лебёдок и кранов не хватало, поэтому многое грузили вручную. Сообща, служащие, руководство, рабочие и все, кто мог. Последним «поехал» многотонный гидропресс и компрессоры. Почти в тысяче вагонов в Ташкент ушло всё оборудование, материалы и детали. Рядом в промёрзлых товарных вагонах ехали сотрудники.

Пресс, который "уехал" последним
Пресс, который "уехал" последним

Второе рождение на узбекской земле

20 ноября 1941 года первый поезд пришёл в Ташкент. Невероятными усилиями всех сотрудников завод был запущен за 40 дней. До конца войны на фронт было отправлено более 2 тысяч самолётов.

Со времени укоренения на узбекской земле до 1990 года на заводе выпустили более 9 тысяч самолётов, составляющих реально воплощённые идеи выдающихся конструкторов авиации. Среди них: Ил-14, Ан-8, Ка-22, Ан-22 «Антей» и многие другие. С октября 1972 года бывший химкинский авиазавод № 84 получил новое название – Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ), включающее четыре крупных завода. Головное предприятие занимало территорию в несколько километров. Чтобы вовремя попадать на рабочее место для сотрудников даже курсировал внутренний автобус.

Объединение на узбекской земле вело активное строительство школ, магазинов, больниц, детских садов, домов отдыха и других социально значимых объектов. Во время войны, невзирая на огромную загруженность военными заказами, выделялись люди в помощь на строительство Саларской ГЭС и Северного Ташкентского канала. В 1966 году предприятие оказывало помощь людьми и средствами при ликвидации землетрясения. Станция «Чкаловская» Ташкентского метро была полностью построена на деньги завода.

Новое название объединения
Новое название объединения

За плодотворный труд и активное участие в жизни города объединение не единожды награждалось высшими орденами государства.

Существование в новом государстве

Весь огромный опыт и бесценный кадровый потенциал Узбекистан потерял со времени получения независимости. Руководству новой страны не удалось создать условия работы специалистам и обеспечить уникальное предприятие заказами. К счастью для России, квалифицированные кадры удалось устроить на Ульяновском заводе «Авиастар-СП».

На ТАПОиЧ в 2010 году была запущена процедура банкротства. Через 2 года после этого он получил новое название и предназначение. Теперь это АО «Ташкентский механический завод», деятельность которого никак не связана с авиационной техникой.

Почему в ближайшие годы возрождение невозможно?

У нового президента Узбекистана есть достойная мечта – возродить уникальное производство, равного которому в СССР практически не было. Но для этого ему нужно решить 3 серьёзнейшие задачи:

  • Возродить подготовку квалифицированных кадров для авиационной промышленности, что в Узбекской ССР было поставлено на высоком уровне. Пока учить просто некому.
  • Вернуть международную компетенцию завода. Восстановить цеха и производственные линии. Установить современное цифровое оборудование. Создать условия специалистам из России, которые будут работать первое время.
  • Обеспечить завод заказами. Интересные для покупателя Илы производятся в России, производство распределено по городам, и отдавать его за рубеж никто не будет.
Музей на территории завода
Музей на территории завода

Пока всего этого нет даже в перспективе. Очень жаль, что уникальное советское предприятие с великой историей было полностью лишено своего предназначения.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал