Найти тему
Петр Власов

Бронеавтомобили РККА

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Накануне Великой Отечественной войны советские бронетанковые войска имели не только свыше 22.600 (по другим сведениям 23.140) танков, но еще и около 4.300 бронеавтомобилей (БА), значительная часть которых по вооружению и бронированию не уступала легким танкам. Советские бронеавтомобили подразделялись на легкие, вооруженные только пулеметами, и средние, имевшие пушечное вооружение. К основным, массовым легким предвоенным бронеавтомобилям относились: ФАИ и БА-20; во время войны их дополнил новый БА-64. Средние бронеавтомобили представляли БА-3, его более многочисленное развитие БА-6, а так же более удачный и самый массовый предвоенный броневик БА-10. Следует так же отметить, что все эти бронеавтомобили имели не только массовые серии машин для полевого применения, но и небольшие серии в железнодорожном варианте. На такие бронемашины для езды по рельсам на колеса надевались специальные металлические бандажи с ребордами. Эти железнодорожные автомобили использовались в качестве разведывательных бронедрезин при взаимодействии с бронепоездами.

Легкий бронеавтомобиль ФАИ (1933 г)

Боевая масса: 2 т; броня: 4-6 мм; вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-А 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 40 л.с. Скорость по шоссе: 80 км/ч; запас хода по шоссе: 200 км. Экипаж: 2 человека
Боевая масса: 2 т; броня: 4-6 мм; вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-А 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 40 л.с. Скорость по шоссе: 80 км/ч; запас хода по шоссе: 200 км. Экипаж: 2 человека

ФАИ был разработан на основе приобретенного Советским Союзом для лицензионного производства американского автомобиля Форд; из-за чего и получил обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский»). Выпускался в 1933-1936 гг.; всего произведено 636 единиц.

Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4x2) шасси с передним расположением двигателя; его клепано-сварной, полностью закрытый корпус изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и, хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить серьезную защиту экипажу от пуль и осколков. Экипаж стандартной бронемашины состоял из двух, командирской — трех человек. В отделении управления водитель располагался слева, а справа — при наличии третьего члена экипажа — сидел командир. Из-за низкого потолка, чтоб не упираться в него головой, над сиденьями на крыше отделения управления установили глухие бронеколпаки. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна и окна в дверях машины, закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями. На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше, и 7,62-мм пулеметом ДТ в лобовом листе башни; в ней находился пулеметчик, вращавший башню с помощью спинного упора. Ходовая часть с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах; колеса односкатные с пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. Существенным недостатками ФАИ были малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1936 часть произведенных корпусов ФАИ поставили на ходовую часть автомобиля М-1, имевшего более длинную базу. Получившийся гибрид назвали ФАИ-М.

ФАИ и ФАИ-М принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, эти бронеавтомобили воевали в Испании: СССР поставлял эти броневики республиканцам. На фронтах Отечественной войны ФАИ и ФАИ-М применялись вплоть до 1943 года.

Легкий бронеавтомобиль БА-20 (1936 г)

ТТХ БА-20 (БА-20М): Боевая масса: 2,3 т (2,52 т); броня: 4-6 мм; вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л.с. Скорость по шоссе: 90 км/ч (50 км/ч); запас хода по шоссе: 350 км (450 км). Экипаж: 2 человека (3 человека).
ТТХ БА-20 (БА-20М): Боевая масса: 2,3 т (2,52 т); броня: 4-6 мм; вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л.с. Скорость по шоссе: 90 км/ч (50 км/ч); запас хода по шоссе: 350 км (450 км). Экипаж: 2 человека (3 человека).

БА-20 был разработан на базе советского легкового автомобиля ГАЗ-М1. Серийно строился с 1936 по начало 1942 г.; с 1938 производился модернизированный вариант БА-20М. Кроме того, небольшой серией выпускался БА-20жд - вариант бронемашины для движения по железной дороге. Всего произведено 2.013 единиц БА-20 всех версий.

Бронеавтомобиль БА-20 имел переднее расположение двигателя; передние колеса являлись управляющими, задние — ведущими. Полностью закрытый цельносварной корпус изготавливался из листов катаной стали толщиной от 4 до 6 мм, которые устанавливались с небольшими углами наклона, что повышало их пулестойкость, обеспечивая защиту экипажа от обычных пуль, выпущенных с 80–100 м. Компоновка боевого отделения и расположение экипажа – как на ФАИ. Отличие в том, что на крыше БА-20 не было бронеколпаков, а бронекупол на башне мог откидываться назад, являясь крышкой башенного люка. Вращение башни отличалось от ФАИ и осуществлялось вручную с помощью механического привода. Из-за неполного привода БА-20 имел ограниченную проходимость при движении по пересеченной местности, и мог преодолевать только очень пологие подъемы. В отличие от ФАИ БА-20 оснащался радиостанцией; ее поручневая антенна была смонтирована на кронштейнах вокруг корпуса на уровне крыши.

-4

Появившийся в 1938 году модернизированный трехместный вариант БА-20М отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией со штыревой антенной вместо поручневой. С экипажем из трех человек и дополнительным бензобаком боевая масса БА-20М возросла, что отрицательно отразилось на проходимости бронеавтомобиля; скорость перетяжеленной машины резко упала (до 50 км/ч).

Бронемашины БА-20 и БА-20М принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а затем на фронтах Великой Отечественной войны. Хоть и во все уменьшающихся из-за потерь количествах, БА-20 продолжали применять на советско-германским фронте даже в 1944 году; а на Дальнем Востоке БА-20 участвовали в боях против японцев даже летом 1945 года…

Средние бронеавтомобили БА-3 и БА-6 (1934 и 1936 гг)

ТТХ БА-3 (БА-6): Боевая масса 5,82 т (5,12 т). Броня 9 мм (8 мм). Вооружение: 1х45-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета  ДТ. Двигатель: Форд АА (ГАЗ-ММ), 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 40  л.с. Скорость по шоссе: 45 км/ч (43 км/ч); запас хода по шоссе: 248 км (197 км). Экипаж: 4 человека
ТТХ БА-3 (БА-6): Боевая масса 5,82 т (5,12 т). Броня 9 мм (8 мм). Вооружение: 1х45-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета ДТ. Двигатель: Форд АА (ГАЗ-ММ), 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 40 л.с. Скорость по шоссе: 45 км/ч (43 км/ч); запас хода по шоссе: 248 км (197 км). Экипаж: 4 человека

В 1934 году на Ижорском заводе на базе шасси американского автомобиля «Форд-Тимкен» начался выпуск пушечного трехосного броневика БА-3 (за 1934-1936 гг. произведено 168 единиц). В 1936 завод перешел к выпуску нового бронеавтомобиля БА-6, который по корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов принципиально не отличался от БА-3, но имел базой ходовую часть отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА. БА-6 производился в течение 1936-1938 гг., за это время было построено 386 таких бронеавтомобилей. Таким образом, общий выпуск БА-3 и БА-6 составил 554 единицы.

Внешне БА-6 отличался от БА-3 только отсутствием задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Практически незаметными на глаз были небольшие изменения в размерах: на БА-6 на 2 см расширилась колея задних колес, и на 7 см сократилось расстояние между задними мостами. В остальном БА-3 и БА-6 являлись почти идентичными броневиками. Правда, невидимым, но существенным отличием стало уменьшение на БА-6толщины брони; это было сделано для снижения веса броневика и повышения слишком низкой проходимости, свойственной БА-3.

И тот, и другой бронеавтомобили были выполнены по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Клепано-сварной бронекорпус так же имел классическую компоновку. Бронелисты из 9-мм (на БА-6 – из 8-мм) катаной стали были установлены с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и степень защищенности экипажа.

Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа — стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ установленный в скошенном лобовом листе корпуса. Обзор водителю обеспечивали лобовое окно и окно в двери левого борта, оборудованные откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика. За отделением управления на крыше боевого отделения была установлена башня кругового вращения, по конструкции и вооружению аналогичная башне танка Т-26, но с более скромной бронировкой – от 8 до 9 мм. Основным башенным вооружением являлась 45-мм пушка 20К образца 1932 года; с нею был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Командирские машины оснащались радиостанцией с поручневой антенной.

-6

В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса большого сечения: на БА-3 с пневматическими шинами, на БА-6 - с пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека; они свободно вращались на своих осях, не давая бронеавтомобилю сесть на днище при преодолении окопов, рвов и насыпей.

На момент создания и в начальный период Второй мировой воины бронеавтомобили БА-3 и БА-6 имели наиболее мощное вооружение в мире среди боевых машин своего класса. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37–40 мм появились только в 1942 году, а немецкий бронеавтомобиль SdKfz.234 «Пума» с 50-мм пушкой пошел в серийное производство еще позже — в 1943 году. К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность их использования на передовой из-за недостаточной проходимости (впрочем, это относится и к немецким бронеавтомобилям). В результате БА-3 и БА-6 применялись в основном вдоль оборудованных дорог. К существенным недостаткам этих броневиков следует отнести так же слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления.

Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 в 1939 г. в составе 3 советских бронебригад и двух монгольских бронедивизионов принимали активное участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол. Около 80 БА-6 сражались в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Некоторое количество таких броневиков участвовали в польском походе и зимней войне с Финляндией. На фронтах Великой Отечественной войны БА-3 и БА-6 использовались приблизительно до конца 1942 года.

Средний бронеавтомобиль Ба-10 (1938 г)

Боевая масса 5,12 т. Броня: борта 8 мм, лоб 10 мм. Вооружение: 1х45-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета  ДТ. Двигатель: ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 52  л.с. Скорость по шоссе: 53 км/ч; запас хода по шоссе: 300 км. Экипаж: 4 человека
Боевая масса 5,12 т. Броня: борта 8 мм, лоб 10 мм. Вооружение: 1х45-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета ДТ. Двигатель: ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 52 л.с. Скорость по шоссе: 53 км/ч; запас хода по шоссе: 300 км. Экипаж: 4 человека

Броневик БА-10 представлял собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3 и БА-6. БА-10 производился серийно с 1938 по август 1941 года; всего выпущено 3.311 бронемашин этого типа. БА-10 был лучшим советским средним бронеавтомобилем; накануне Великой Отечественной войны он стал стандартным броневиком разведывательных подразделений и отдельных танковых бригад РККА.

Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА с укороченной на 60 см рамой. Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, установленных с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость и степень защищенности экипажа. Топливные баки защитили дополнительными бронелистами. В отличие от БА-3 и БА-6 двери на «десятке» навешивались на внутренние, а не внешние петли. Размещение экипажа и вооружения было таким же, как на предшественниках; но сварная башня имела другую, коническую форму, а в ее крыше был сделан полукруглый люк с откидной крышкой, позволявший вести наблюдение за местностью, или быстро покинуть машину. Командирские бронеавтомобили оснащалась радиостанцией со штыревой антенной; для переговоров членов экипажа внутри «десятки» имелось переговорное устройство ТПУ-3. Все электрооборудование бронеавтомобиля БА-10 было экранировано, что обеспечивало надежную и более стабильную работу средств связи.

-8

Ходовая часть БА-10 походила на ходовую часть «шестерки», но балка передней оси была усилена гидравлическими амортизаторами. Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл».

Боевое крещение БА-10 состоялось в 1939 году у реки Халхин-Гол, где сражались три мотобригады, вооруженные этими броневиками. Затем бронемашины БА-10 участвовали в польском походе и в советско-финской войне. Во время Великой Отечественной воины они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях - вплоть до конца воины. БА-10 хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении даже успешно боролись и с танками противника.

Легкий бронеавтомобиль Ба-64 (1942 г)

Боевая масса: 2,36 т; броня: 4-15 мм; вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-ММ, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л.с. Скорость по шоссе: 80 км/ч; запас хода по шоссе: 540 км. Экипаж: 2 человека
Боевая масса: 2,36 т; броня: 4-15 мм; вооружение: 1х7,62-мм пулемет ДТ. Двигатель: ГАЗ-ММ, 4-цилиндровый, водяного охлаждения, мощность 50 л.с. Скорость по шоссе: 80 км/ч; запас хода по шоссе: 540 км. Экипаж: 2 человека

Решение о создании этого бронеавтомобиля было принято сразу после начала Великой Отечественной войны; проектирование БА-64 велось с июля 1941 по январь 1942 гг. на базе легкового двухосного полноприводного армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. Благодаря этой базе БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, и успешно преодолевал препятствия, недостижимые для других советских бронемашин. В марте 1942 БА-64 был принят на вооружение, а летом он в массовом количестве стал поступать в войска. Производился с 1942 по 1946 год, всего изготовлено 8.174 экземпляра (из них 3.390 радиофицированных машин).

Этот бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин своего класса; ведь конструкторы приняли во внимание новые требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. БА-64 предстояло применять для разведки и связи, для управления войсками во время боя, для сопровождения автоколонн, борьбы с авиадесантами, а также для противовоздушной обороны танков на марше.

Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме - с передним расположением двигателя, передними управляемыми и всеми ведущими односкатными колесами с пулестойкими шинами типа ГК (губчатая камера). Сверху на жесткую стандартную раму от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4 до 15 мм. Для БА-64 были характерны значительные углы наклона броневых листов, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Для входа и выхода из машины экипаж располагал двумя открывавшимися назад и вниз дверями, которые находились в нижних частях бортов справа и слева от водителя.

Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним несколько выше располагался командир, выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика. Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол типа «триплекс», установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезаслонкой. Кроме того на некоторых машинах в верхних боковых листах отделения управления устанавливались лючки для бокового обзора открывавшиеся при необходимости водителем.

-10

В задней части бронемашины на крыше корпуса была установлена сварная башня кругового вращения, имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. Сверху башня была открытой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка. В боковых стенках башни были смонтированы два прибора наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя. В БА-64 впервые для советских бронеавтомобилей была применена универсальная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни и наземных, и воздушных целей. Пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте. Для стрельбы по воздушным целям пулемет снабжался кольцевым прицелом. Радиофицированные бронемашины оснащались радиостанциями с радиусом действия 8–12 км; их штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни.

Двигатель БА-64 был способен работать на низкосортных маслах и бензинах, что крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Мощность двигателя, небольшой вес броневика, и то, что все его колеса были ведущими, позволяли БА-64 неплохо передвигаться по пересеченной местности – во всяком случае, проходимость БА-64 была значительно выше, чем у остальных советских бронеавтомобилей.

Несмотря на свой основной недостаток — малую огневую мощь — бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность весть стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина.

Бронеавтомобили Вермахта

2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики

2МВ: советские фронтовые бомбардировщики

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…