Накануне Великой Отечественной войны советские бронетанковые войска имели не только свыше 22.600 (по другим сведениям 23.140) танков, но еще и около 4.300 бронеавтомобилей (БА), значительная часть которых по вооружению и бронированию не уступала легким танкам. Советские бронеавтомобили подразделялись на легкие, вооруженные только пулеметами, и средние, имевшие пушечное вооружение. К основным, массовым легким предвоенным бронеавтомобилям относились: ФАИ и БА-20; во время войны их дополнил новый БА-64. Средние бронеавтомобили представляли БА-3, его более многочисленное развитие БА-6, а так же более удачный и самый массовый предвоенный броневик БА-10. Следует так же отметить, что все эти бронеавтомобили имели не только массовые серии машин для полевого применения, но и небольшие серии в железнодорожном варианте. На такие бронемашины для езды по рельсам на колеса надевались специальные металлические бандажи с ребордами. Эти железнодорожные автомобили использовались в качестве разведывательных бронедрезин при взаимодействии с бронепоездами.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ (1933 г)
ФАИ был разработан на основе приобретенного Советским Союзом для лицензионного производства американского автомобиля Форд; из-за чего и получил обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский»). Выпускался в 1933-1936 гг.; всего произведено 636 единиц.
Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4x2) шасси с передним расположением двигателя; его клепано-сварной, полностью закрытый корпус изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и, хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить серьезную защиту экипажу от пуль и осколков. Экипаж стандартной бронемашины состоял из двух, командирской — трех человек. В отделении управления водитель располагался слева, а справа — при наличии третьего члена экипажа — сидел командир. Из-за низкого потолка, чтоб не упираться в него головой, над сиденьями на крыше отделения управления установили глухие бронеколпаки. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна и окна в дверях машины, закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями. На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше, и 7,62-мм пулеметом ДТ в лобовом листе башни; в ней находился пулеметчик, вращавший башню с помощью спинного упора. Ходовая часть с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах; колеса односкатные с пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. Существенным недостатками ФАИ были малая скорость заднего хода (24 км/ч) и отсутствие радиостанции. В 1936 часть произведенных корпусов ФАИ поставили на ходовую часть автомобиля М-1, имевшего более длинную базу. Получившийся гибрид назвали ФАИ-М.
ФАИ и ФАИ-М принимали участие во всех боевых действиях, которые велись РККА в 30-е годы. Кроме того, эти бронеавтомобили воевали в Испании: СССР поставлял эти броневики республиканцам. На фронтах Отечественной войны ФАИ и ФАИ-М применялись вплоть до 1943 года.
Легкий бронеавтомобиль БА-20 (1936 г)
БА-20 был разработан на базе советского легкового автомобиля ГАЗ-М1. Серийно строился с 1936 по начало 1942 г.; с 1938 производился модернизированный вариант БА-20М. Кроме того, небольшой серией выпускался БА-20жд - вариант бронемашины для движения по железной дороге. Всего произведено 2.013 единиц БА-20 всех версий.
Бронеавтомобиль БА-20 имел переднее расположение двигателя; передние колеса являлись управляющими, задние — ведущими. Полностью закрытый цельносварной корпус изготавливался из листов катаной стали толщиной от 4 до 6 мм, которые устанавливались с небольшими углами наклона, что повышало их пулестойкость, обеспечивая защиту экипажа от обычных пуль, выпущенных с 80–100 м. Компоновка боевого отделения и расположение экипажа – как на ФАИ. Отличие в том, что на крыше БА-20 не было бронеколпаков, а бронекупол на башне мог откидываться назад, являясь крышкой башенного люка. Вращение башни отличалось от ФАИ и осуществлялось вручную с помощью механического привода. Из-за неполного привода БА-20 имел ограниченную проходимость при движении по пересеченной местности, и мог преодолевать только очень пологие подъемы. В отличие от ФАИ БА-20 оснащался радиостанцией; ее поручневая антенна была смонтирована на кронштейнах вокруг корпуса на уровне крыши.
Появившийся в 1938 году модернизированный трехместный вариант БА-20М отличался от базовой машины новой башней конической формы, наличием дополнительного топливного бака и новой радиостанцией со штыревой антенной вместо поручневой. С экипажем из трех человек и дополнительным бензобаком боевая масса БА-20М возросла, что отрицательно отразилось на проходимости бронеавтомобиля; скорость перетяжеленной машины резко упала (до 50 км/ч).
Бронемашины БА-20 и БА-20М принимали участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол, на КВЖД, а затем на фронтах Великой Отечественной войны. Хоть и во все уменьшающихся из-за потерь количествах, БА-20 продолжали применять на советско-германским фронте даже в 1944 году; а на Дальнем Востоке БА-20 участвовали в боях против японцев даже летом 1945 года…
Средние бронеавтомобили БА-3 и БА-6 (1934 и 1936 гг)
В 1934 году на Ижорском заводе на базе шасси американского автомобиля «Форд-Тимкен» начался выпуск пушечного трехосного броневика БА-3 (за 1934-1936 гг. произведено 168 единиц). В 1936 завод перешел к выпуску нового бронеавтомобиля БА-6, который по корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов принципиально не отличался от БА-3, но имел базой ходовую часть отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА. БА-6 производился в течение 1936-1938 гг., за это время было построено 386 таких бронеавтомобилей. Таким образом, общий выпуск БА-3 и БА-6 составил 554 единицы.
Внешне БА-6 отличался от БА-3 только отсутствием задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Практически незаметными на глаз были небольшие изменения в размерах: на БА-6 на 2 см расширилась колея задних колес, и на 7 см сократилось расстояние между задними мостами. В остальном БА-3 и БА-6 являлись почти идентичными броневиками. Правда, невидимым, но существенным отличием стало уменьшение на БА-6толщины брони; это было сделано для снижения веса броневика и повышения слишком низкой проходимости, свойственной БА-3.
И тот, и другой бронеавтомобили были выполнены по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Клепано-сварной бронекорпус так же имел классическую компоновку. Бронелисты из 9-мм (на БА-6 – из 8-мм) катаной стали были установлены с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость бронировки и степень защищенности экипажа.
Слева в отделении управления, расположенном за моторным отсеком, находилось сиденье водителя, справа — стрелка, обслуживавшего 7,62-мм пулемет ДТ установленный в скошенном лобовом листе корпуса. Обзор водителю обеспечивали лобовое окно и окно в двери левого борта, оборудованные откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью. Такое же окно имелось и в правой двери со стороны пулеметчика. За отделением управления на крыше боевого отделения была установлена башня кругового вращения, по конструкции и вооружению аналогичная башне танка Т-26, но с более скромной бронировкой – от 8 до 9 мм. Основным башенным вооружением являлась 45-мм пушка 20К образца 1932 года; с нею был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Командирские машины оснащались радиостанцией с поручневой антенной.
В трехосной неполноприводной (6x4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались колеса большого сечения: на БА-3 с пневматическими шинами, на БА-6 - с пулестойкими шинами, заполненными губчатой резиной. На передней оси устанавливались односкатные колеса, на ведущих задних — двухскатные. Запасные колеса крепились к бортам корпуса в нижней задней части моторного отсека; они свободно вращались на своих осях, не давая бронеавтомобилю сесть на днище при преодолении окопов, рвов и насыпей.
На момент создания и в начальный период Второй мировой воины бронеавтомобили БА-3 и БА-6 имели наиболее мощное вооружение в мире среди боевых машин своего класса. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37–40 мм появились только в 1942 году, а немецкий бронеавтомобиль SdKfz.234 «Пума» с 50-мм пушкой пошел в серийное производство еще позже — в 1943 году. К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий выявил практическую невозможность их использования на передовой из-за недостаточной проходимости (впрочем, это относится и к немецким бронеавтомобилям). В результате БА-3 и БА-6 применялись в основном вдоль оборудованных дорог. К существенным недостаткам этих броневиков следует отнести так же слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления.
Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 в 1939 г. в составе 3 советских бронебригад и двух монгольских бронедивизионов принимали активное участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол. Около 80 БА-6 сражались в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Некоторое количество таких броневиков участвовали в польском походе и зимней войне с Финляндией. На фронтах Великой Отечественной войны БА-3 и БА-6 использовались приблизительно до конца 1942 года.
Средний бронеавтомобиль Ба-10 (1938 г)
Броневик БА-10 представлял собой дальнейшее развитие линии бронеавтомобилей БА-3 и БА-6. БА-10 производился серийно с 1938 по август 1941 года; всего выпущено 3.311 бронемашин этого типа. БА-10 был лучшим советским средним бронеавтомобилем; накануне Великой Отечественной войны он стал стандартным броневиком разведывательных подразделений и отдельных танковых бригад РККА.
Базой для бронемашины БА-10 послужило шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА с укороченной на 60 см рамой. Бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Полностью закрытый клепано-сварной корпус бронемашины изготавливался из листов катаной стали различной толщины, установленных с рациональными углами наклона, что повышало пулестойкость и степень защищенности экипажа. Топливные баки защитили дополнительными бронелистами. В отличие от БА-3 и БА-6 двери на «десятке» навешивались на внутренние, а не внешние петли. Размещение экипажа и вооружения было таким же, как на предшественниках; но сварная башня имела другую, коническую форму, а в ее крыше был сделан полукруглый люк с откидной крышкой, позволявший вести наблюдение за местностью, или быстро покинуть машину. Командирские бронеавтомобили оснащалась радиостанцией со штыревой антенной; для переговоров членов экипажа внутри «десятки» имелось переговорное устройство ТПУ-3. Все электрооборудование бронеавтомобиля БА-10 было экранировано, что обеспечивало надежную и более стабильную работу средств связи.
Ходовая часть БА-10 походила на ходовую часть «шестерки», но балка передней оси была усилена гидравлическими амортизаторами. Для повышения проходимости на задние скаты могли надеваться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл».
Боевое крещение БА-10 состоялось в 1939 году у реки Халхин-Гол, где сражались три мотобригады, вооруженные этими броневиками. Затем бронемашины БА-10 участвовали в польском походе и в советско-финской войне. Во время Великой Отечественной воины они использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях - вплоть до конца воины. БА-10 хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении даже успешно боролись и с танками противника.
Легкий бронеавтомобиль Ба-64 (1942 г)
Решение о создании этого бронеавтомобиля было принято сразу после начала Великой Отечественной войны; проектирование БА-64 велось с июля 1941 по январь 1942 гг. на базе легкового двухосного полноприводного армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. Благодаря этой базе БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, и успешно преодолевал препятствия, недостижимые для других советских бронемашин. В марте 1942 БА-64 был принят на вооружение, а летом он в массовом количестве стал поступать в войска. Производился с 1942 по 1946 год, всего изготовлено 8.174 экземпляра (из них 3.390 радиофицированных машин).
Этот бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин своего класса; ведь конструкторы приняли во внимание новые требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. БА-64 предстояло применять для разведки и связи, для управления войсками во время боя, для сопровождения автоколонн, борьбы с авиадесантами, а также для противовоздушной обороны танков на марше.
Бронеавтомобиль БА-64 был выполнен по классической схеме - с передним расположением двигателя, передними управляемыми и всеми ведущими односкатными колесами с пулестойкими шинами типа ГК (губчатая камера). Сверху на жесткую стандартную раму от ГАЗ-64 монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4 до 15 мм. Для БА-64 были характерны значительные углы наклона броневых листов, сравнительно небольшие габаритные размеры и масса. Для входа и выхода из машины экипаж располагал двумя открывавшимися назад и вниз дверями, которые находились в нижних частях бортов справа и слева от водителя.
Водитель бронемашины располагался в отделении управления по центру машины, а за ним несколько выше располагался командир, выполнявший обязанности стрелка-пулеметчика. Наблюдать за дорогой и местностью водитель мог через зеркальный прибор наблюдения со сменным блоком пуленепробиваемых стекол типа «триплекс», установленный в открывающемся люке лобового листа корпуса и защищаемый снаружи бронезаслонкой. Кроме того на некоторых машинах в верхних боковых листах отделения управления устанавливались лючки для бокового обзора открывавшиеся при необходимости водителем.
В задней части бронемашины на крыше корпуса была установлена сварная башня кругового вращения, имевшая форму усеченной восьмигранной пирамиды. Сверху башня была открытой. Этим обеспечивалась возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Вращение башни осуществлялось вручную усилием командира-стрелка. В боковых стенках башни были смонтированы два прибора наблюдения, идентичные прибору наблюдения водителя. В БА-64 впервые для советских бронеавтомобилей была применена универсальная установка пулемета, которая обеспечивала круговой обстрел из башни и наземных, и воздушных целей. Пулемет мог выдвигаться по стойке вверх из вертикальной амбразуры башни и фиксироваться на любой промежуточной высоте. Для стрельбы по воздушным целям пулемет снабжался кольцевым прицелом. Радиофицированные бронемашины оснащались радиостанциями с радиусом действия 8–12 км; их штыревая антенна крепилась вертикально на задней боковой (правой) стенке башни.
Двигатель БА-64 был способен работать на низкосортных маслах и бензинах, что крайне важно для эксплуатации бронемашины во фронтовых условиях. Мощность двигателя, небольшой вес броневика, и то, что все его колеса были ведущими, позволяли БА-64 неплохо передвигаться по пересеченной местности – во всяком случае, проходимость БА-64 была значительно выше, чем у остальных советских бронеавтомобилей.
Несмотря на свой основной недостаток — малую огневую мощь — бронеавтомобили БА-64 успешно применялись при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Особенно удачным оказалось применение БА-64 в уличных боях, где важным фактором была возможность весть стрельбу по верхним этажам зданий. БА-64 принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина.
Бронеавтомобили Вермахта
2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики
2МВ: советские фронтовые бомбардировщики
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…