Найти тему
Жить на два дома

Пришла беда - не открывай ворота. И калитку запри

Выходим из Кольского залива. Мои должностные обязанности обеспечение бесперебойной работы судовых электро-радио и др. навигационных приборов. Магнитный компас тоже мой. В нем магнетизм - это тоже электричество. Все вокруг электричество, включая похмелье, когда в голове понижается уровень электролита и возрастает сопротивление появляющимся мыслям. Отсюда болезнь головы.

Фото:  hdrezka-kino.ru
Фото: hdrezka-kino.ru

Пошли Полярный, бегу в машину, выпускать трубку гидравлического лага. Лаг это такой, хитро-мудрый прибор, который измеряет скорость судна, относительно воды. В идеале вода стоит, пароход идет, из днища судна торчит бронзовая метровая трубка с дырками.

В эти дырки поступает вода, давит на гидравлический механизм, преобразующий давление в опять же электрический, хочу заметить, сигнал, который сигнал поступает на мостик нам, штурманам и выражается на экране в готовых цифрах для упрощения нашего понимания.

На подходе к порту или ко льду трубку лага положено поднимать, чтоб не задеть ею за что-либо по водой не сломать или не погнуть. Вышел в море – опускай обратно. Архаизм. Но других тогда не было. Спутники летали только для военных, фазовые или импульсные системы не могли использоваться в качестве измерителей скорости. Прошлый век.

Спустился в машину. Шахта лага под плитами нижнего яруса МО возле ГД-3. Главного дизель-генератора номер 3. Всего их 4 штуки, стоят в ряд от борта до борта. Шахта - это тоже бронзовая труба,отверстие в днище судна с водопроводным вентилем, сальником и так далее. Туда вставляется и опускается трубка лага. В деактивированном положении трубка лага торчит из шахты внутрь на метр, под самые плиты. На метр обратно, в воду, я должен ее опустить.

Отдаю вентиль – опускаю. Не опускается. Наваливаюсь сверху – не опускается. Стучать нельзя. По инструкции надо менять трубку на запасную в такой ситуации. Бегу за запасной. Вытаскиваю неподдающуюся. Осадка судна, в полном грузу, 8 метров. Давление соответствующее. По плитам, вокруг одной снятой, где я борюсь с бронзовой трубой, наворачивает круги 4-й вахтенный механик, видать что-то почуял.

Выдергиваю старую трубу из шахты, кручу вентиль перекрыть забортную воду и… срывается колесо штока затвора. 7-8 метровый столб холодной, забортной воды струей, диаметром 2,5 дюйма, из под плит машинного отделения бьет в плиты следующей машинной палубы и во все стороны: на третий дизель-генератор, на второй, и вообще везде, куда ни попадя. Механик ныряет под плиты отталкивает меня в грязные льяльные воды, крутит сам, а оно проворачивается. В отчаянии бросается грудью на струю, но струя сильнее, сдувает Четвертого механика.

Откуда-то появляются механики постарше. В руках газовые ключи, видать не в первый раз им топят пароход умелые Четвертые помощники. Отпихнули нас обоих, закрутили вентиль, поменяли колесо. Вставили мне, нет, в шахту, новую трубку, обматерили и проводили из машины наверх. Умылся, переоделся, поднялся на мостик.

-Что так долго? Старпом недоволен. Но я, счастлив!