Найти тему

Нижний Новгород: транспорт над водой, на воде и под землей

Я уже обещал досточтимым подписчикам оригинальный нижегородский транспорт. Его есть у меня.

Итак, встречайте - Нижегородская канатная дорога, которой в будущем году исполнится ровно десять лет! Вытянувшись почти на километр над Волгой и соседними протоками и островами, она соединяет Нижний и городок Бор на противоположном берегу реки.

Строительство дороги заняло порядка двух лет - с 2010 по 2012 годы. Опоры соорудил наш "Энергомаш", оборудование для самой канатки поставили французы. 6 февраля 2012 года дорога перевезла первых пассажиров - хотя не обходилось без косяков и остановок системы из-за грозы или сильного ветра.

А два года и три месяца спустя, 1 мая 2014 года, я впервые увидел канатку собственными глазами из-за очков. Впрочем, тогда я под ней лишь проплывал.

Канатка на весеннем закате (фото автора - 2014)
Канатка на весеннем закате (фото автора - 2014)

Прокатиться на канатной дороге мне довелось только 1 января этого года в небольшой семейно-дружеской компании. Не пожалел.

Канатка стартует на Казанской набережной, рядом с автовокзалом на Сенной площади и нижегородской соборной мечетью. Целевая аудитория в городе для нее есть: достаточно сказать, что второй по численности народ Нижнего - татары (чуть более 1% населения).

 Станция Нижегородская (фото автора - 2021)
Станция Нижегородская (фото автора - 2021)
Мечеть и медресе (wikipedia.org)
Мечеть и медресе (wikipedia.org)

Поездка на канатке обойдется в 100 рублей с носа. Кабинки вмещают восемь человек и начинают зловеще колебаться, когда в них по дороге встает кто-нибудь крупный и грузный вроде меня.

Посадка на канатку (фото автора - 2021)
Посадка на канатку (фото автора - 2021)

А вставать приходилось частенько: после недавней оттепели мокрые окна обледенели, и чтобы разглядеть, где ты едешь, или сделать фотографию, приходилось подниматься со скамеечки и наблюдать сквозь небольшие щелочки. Но это было главное неудобство: в целом канатка вполне вместительна и надежна.

Получалось примерно так. По правую руку - острова, за которыми в зарослях находится Печерский монастырь. Волга уходит дальше за поворот, в сторону Кстово, а потом - Чебоксар и Казани.

(фото автора - 2021)
(фото автора - 2021)

Земснаряды зимуют в затоне на левом берегу Волги. В затоне с громким именем - Карла Маркса)

(фото автора - 2021)
(фото автора - 2021)

На горизонте - трубы и краны заводов и верфей Бора. Хотя село, а впоследствии слобода с таким названием известны с XIV века, до города Бор дорос только в 1938 году. Теперь это город-спутник Нижнего, особо ничем не примечательный и чуть поменьше моего родного Жуковского - в нем живет 75 тысяч человек. Самый известный, пожалуй, уроженец города - многолетний губернатор Свердловской области Эдуард Россель, да и тот немец.

(фото автора - 2021)
(фото автора - 2021)

И снова правый, нижегородский берег. Вдали виднеется политех и Верхневолжская набережная, о которой подробнее будет в следующей части.

(фото автора - 2021)
(фото автора - 2021)

В то время, когда Волга в районе Нижнего не скована льдом, по ней еще ходят пассажирские катера и суда на подводных крыльях. Но на дальние рейсы теперь выходят в основном круизные теплоходы.

И ходят они отсюда. На фото - речной вокзал постройки 1964 года на площади Маркина. Он представляет из себя нормальную оттепельную "стекляшку-коробку".

Но еще когда здесь не было этого вокзала, здесь произошло пусть вымышленное, но все же в чем-то историческое событие. Летом 1927 года от Нижнего Новгорода двинулся вниз по Волге пароход "Скрябин", занятый тиражной комиссией облигаций госзайма и московским театром Колумба. А к театру уже присосались двое граждан по имени Остап Бендер и Киса Воробьянинов, которые по ночам похищали и вспарывали стулья... Думаю, не надо объяснять, о каком романе идет речь?

Речной вокзал (фото автора - 2014)
Речной вокзал (фото автора - 2014)
Памятник речникам (фото автора - 2014)
Памятник речникам (фото автора - 2014)

А много позже, в доковидном 2014 году, от него отходил не тиражный, а туристический теплоход "Максим Горький". Отсюда стартует интереснейший маршрут турплаваний по Волге: Нижний Новгород - Астрахань, укладывающийся в одну неделю.

"Максим Горький" (фото автора - 2014)
"Максим Горький" (фото автора - 2014)
Интерьеры теплохода (фото автора - 2014)
Интерьеры теплохода (фото автора - 2014)
-13
-14

Перед отплытием теплохода мне тогда довелось провести в Нижнем, на берегу, достаточно времени, чтобы распробовать на себе еще один, редко встречающийся в России вид транспорта - нижегородское метро. Престижный подземный атрибут города-миллионника появился в тогда еще Горьком в ноябре 1985 года. Одна линия из шести станций уходила от Московского вокзала вверх вдоль Оки, вглубь района ГАЗа и других гигантских городов-заводов. А задумывался метрополитен изначально таким:

Горьковский метрополитен по советскому проекту (Виктор Смирнов/wikipedia.org)
Горьковский метрополитен по советскому проекту (Виктор Смирнов/wikipedia.org)

Но за 36 лет неоднократно кончались деньги, изменяли свое направление линии, и в итоге метро выглядит так.

Нижегородский метрополитен - наши дни (wikipedia.org)
Нижегородский метрополитен - наши дни (wikipedia.org)

В 2014 году станция "Горьковская" - единственная на правом берегу - существовала и была связана с остальной сетью метромостом. Увы, он не спас Нижний от пробок на переправах через Оку - как были, так и остались. Но, по крайней мере, прокатиться от Горьковской в заречье вполне возможно. Нижегородское метро обходится в 25 рублей на одну поездку и требует жетонов, в то время как московское почти вдвое дороже и просит карточек.

Метро Горьковская (фото автора - 2014)
Метро Горьковская (фото автора - 2014)

Увы, время мое все-таки было ограничено, и доехал я ровно один-единственный перегон, до "привокзальной" Московской. Да и пропало у меня желание куда-то пересаживаться и ехать дальше - Московская показалась мне похожей на траурный зал, да и в метро явственно отдавало сыростью.

Станция Московская (metronn.ru)
Станция Московская (metronn.ru)

(уже потом я узнал, что в 1984 году при строительстве "Московской" осыпались стены котлована и погребли под собой двух метростроевцев. Так что да, ассоциация с траурным залом к месту).

Другие станции, на которых я не побывал, тоже особым колоритом не отличаются - по крайней мере, построенные в восьмидесятых. Они неброски, как и в других "провинциальных" советских метро тех лет - например, куйбышевском самарском и свердловском екатеринбургском. Те же станции, что помоложе, выглядят несколько поинтереснее - точная противоположность московскому метрополитену.

Все фото ниже - с официального сайта метрополитена metronn.ru.

Станция Автозаводская (1987 г.)
Станция Автозаводская (1987 г.)
Станция Двигатель Революции (1985)
Станция Двигатель Революции (1985)
Станция Парк Культуры (1989 г.)
Станция Парк Культуры (1989 г.)
Станция Канавинская (1993 г.)
Станция Канавинская (1993 г.)
Станция Стрелка (2018 г.)
Станция Стрелка (2018 г.)

Так что полно, полно нам лазить в подземельях - в Нижнем Новгороде снаружи значительно больше любопытного.