Я уже обещал досточтимым подписчикам оригинальный нижегородский транспорт. Его есть у меня.
Итак, встречайте - Нижегородская канатная дорога, которой в будущем году исполнится ровно десять лет! Вытянувшись почти на километр над Волгой и соседними протоками и островами, она соединяет Нижний и городок Бор на противоположном берегу реки.
Строительство дороги заняло порядка двух лет - с 2010 по 2012 годы. Опоры соорудил наш "Энергомаш", оборудование для самой канатки поставили французы. 6 февраля 2012 года дорога перевезла первых пассажиров - хотя не обходилось без косяков и остановок системы из-за грозы или сильного ветра.
А два года и три месяца спустя, 1 мая 2014 года, я впервые увидел канатку собственными глазами из-за очков. Впрочем, тогда я под ней лишь проплывал.
Прокатиться на канатной дороге мне довелось только 1 января этого года в небольшой семейно-дружеской компании. Не пожалел.
Канатка стартует на Казанской набережной, рядом с автовокзалом на Сенной площади и нижегородской соборной мечетью. Целевая аудитория в городе для нее есть: достаточно сказать, что второй по численности народ Нижнего - татары (чуть более 1% населения).
Поездка на канатке обойдется в 100 рублей с носа. Кабинки вмещают восемь человек и начинают зловеще колебаться, когда в них по дороге встает кто-нибудь крупный и грузный вроде меня.
А вставать приходилось частенько: после недавней оттепели мокрые окна обледенели, и чтобы разглядеть, где ты едешь, или сделать фотографию, приходилось подниматься со скамеечки и наблюдать сквозь небольшие щелочки. Но это было главное неудобство: в целом канатка вполне вместительна и надежна.
Получалось примерно так. По правую руку - острова, за которыми в зарослях находится Печерский монастырь. Волга уходит дальше за поворот, в сторону Кстово, а потом - Чебоксар и Казани.
Земснаряды зимуют в затоне на левом берегу Волги. В затоне с громким именем - Карла Маркса)
На горизонте - трубы и краны заводов и верфей Бора. Хотя село, а впоследствии слобода с таким названием известны с XIV века, до города Бор дорос только в 1938 году. Теперь это город-спутник Нижнего, особо ничем не примечательный и чуть поменьше моего родного Жуковского - в нем живет 75 тысяч человек. Самый известный, пожалуй, уроженец города - многолетний губернатор Свердловской области Эдуард Россель, да и тот немец.
И снова правый, нижегородский берег. Вдали виднеется политех и Верхневолжская набережная, о которой подробнее будет в следующей части.
В то время, когда Волга в районе Нижнего не скована льдом, по ней еще ходят пассажирские катера и суда на подводных крыльях. Но на дальние рейсы теперь выходят в основном круизные теплоходы.
И ходят они отсюда. На фото - речной вокзал постройки 1964 года на площади Маркина. Он представляет из себя нормальную оттепельную "стекляшку-коробку".
Но еще когда здесь не было этого вокзала, здесь произошло пусть вымышленное, но все же в чем-то историческое событие. Летом 1927 года от Нижнего Новгорода двинулся вниз по Волге пароход "Скрябин", занятый тиражной комиссией облигаций госзайма и московским театром Колумба. А к театру уже присосались двое граждан по имени Остап Бендер и Киса Воробьянинов, которые по ночам похищали и вспарывали стулья... Думаю, не надо объяснять, о каком романе идет речь?
А много позже, в доковидном 2014 году, от него отходил не тиражный, а туристический теплоход "Максим Горький". Отсюда стартует интереснейший маршрут турплаваний по Волге: Нижний Новгород - Астрахань, укладывающийся в одну неделю.
Перед отплытием теплохода мне тогда довелось провести в Нижнем, на берегу, достаточно времени, чтобы распробовать на себе еще один, редко встречающийся в России вид транспорта - нижегородское метро. Престижный подземный атрибут города-миллионника появился в тогда еще Горьком в ноябре 1985 года. Одна линия из шести станций уходила от Московского вокзала вверх вдоль Оки, вглубь района ГАЗа и других гигантских городов-заводов. А задумывался метрополитен изначально таким:
Но за 36 лет неоднократно кончались деньги, изменяли свое направление линии, и в итоге метро выглядит так.
В 2014 году станция "Горьковская" - единственная на правом берегу - существовала и была связана с остальной сетью метромостом. Увы, он не спас Нижний от пробок на переправах через Оку - как были, так и остались. Но, по крайней мере, прокатиться от Горьковской в заречье вполне возможно. Нижегородское метро обходится в 25 рублей на одну поездку и требует жетонов, в то время как московское почти вдвое дороже и просит карточек.
Увы, время мое все-таки было ограничено, и доехал я ровно один-единственный перегон, до "привокзальной" Московской. Да и пропало у меня желание куда-то пересаживаться и ехать дальше - Московская показалась мне похожей на траурный зал, да и в метро явственно отдавало сыростью.
(уже потом я узнал, что в 1984 году при строительстве "Московской" осыпались стены котлована и погребли под собой двух метростроевцев. Так что да, ассоциация с траурным залом к месту).
Другие станции, на которых я не побывал, тоже особым колоритом не отличаются - по крайней мере, построенные в восьмидесятых. Они неброски, как и в других "провинциальных" советских метро тех лет - например, куйбышевском самарском и свердловском екатеринбургском. Те же станции, что помоложе, выглядят несколько поинтереснее - точная противоположность московскому метрополитену.
Все фото ниже - с официального сайта метрополитена metronn.ru.
Так что полно, полно нам лазить в подземельях - в Нижнем Новгороде снаружи значительно больше любопытного.