Найти тему
БИТ

Забытый основатель русского партизанского движения

Казалось бы, мы все и всё знаем об Отечественной войне 1812 года, о партизанских отрядах, о Денисе Давыдове… Но, не умоляя заслуг славного гусара, надо сказать, что идея партизанских отрядов принадлежит не ему, а незаслуженно забытому тирольскому дворянину, дослужившемуся до звания генерала-майора русской армии Виктору Антоновичу Пренделю. Этот человек вошел в историю русской армии не только как организатор первых партизанских отрядов, но и как талантливый дипломат и гениальный разведчик.

Виктор Антонович Прендель родился в Тироле, в 1766 г. и происходил их старинного дворянского рода. С малых лет проявлял он склонность к охоте и приключениям, скитаясь по горам, в 12 лет, он убил медведя. Вскоре эта привольная жизнь изменилась, он был отдан в коллегиум братства Св. Бенедикта, готовивший миссионеров. Там он фундаментально изучил, кроме родного немецкого латинский, венгерский, французский и итальянский языки, без труда мог изъясняться и писать на русском, польском и английском языках.

Виктор Антонович Прендель
Виктор Антонович Прендель

Монастырская жизнь и перспектива стать священником-миссионером не пришлись по духу молодому человеку – Прендель скрывается из монастыря, пробирается пешком к родственникам в Триест, а оттуда – в Венецию, где устраивается на работу в банк. Выдающиеся способности молодого клерка скоро оцениваются хозяином банка, и он посылает его в долгое путешествие по Европе, в роли руководителя своего сына, а после возвращения путешественников домой, – предлагает Пренделю руку своей дочери, но последний отказывается.

В Турине Прендель сдает экзамен за курс университета. Подготовив себя столь солидным образом к жизни, Прендель вступает добровольцем в Тирольские стрелки, где производится в офицеры, с переводом в Гусарский, Князя Шварценберга полк, с которым участвует в войне против французских революционных войск. Тяжело раненого Пренделя, французы берут в плен и содержат его сначала в Париже, а потом в Лионе, где он не раз видел работу гильотины. В нем возникает «презрение к французской нации”, он убегает из плена и возвращается в свой полк.

В кампанию 1799 года в Италии, как выдающийся кавалерийский офицер, он становится известным Суворову и часто встречается с Русскими войсками, в частности с казаками, исподволь «утрачивая уважение к австрийской армии”, ибо ему «наскучило всегда с нею отступать и всегда быть битым”. Прендель начинает «в казаках видеть первых солдат в мире – лишь бы уметь с ними ладить и употреблять со смыслом». Его хлопоты о переводе в Русскую армию увенчались успехом лишь в 1804 году, когда, 18-го октября, он с чином штабс-ротмистра, зачисляется в Черниговский драгунский полк. Уже состоя «для особых поручений” при Кутузове во время Аустерлицкого сражения в 1805 году, Прендель командует партизанским отрядом из 100 гусар и 150 казаков в тылу французской армии. Возглавляемый им отряд берет в плен 60 офицеров и чиновников, 260 солдат, истребляет обозы 7 пехотных, 4 кавалерийских полков и личные обозные повозки 7 генералов. За эти «партизанские действия” Прендель награждается сразу орденом Святого Владимира 4 степени и производится в капитаны. Следовательно, «мысль зародившая систему партизанов” не только зародилась но и осуществилась не в 1812 году и не у Дениса Давыдова.

В 1806 году Прендель служит на турецкой границе, состоя при генерале Мелиссино. В 1807 году – он числится при Главной Квартире, на реке Нарев, откуда посылается в Галицию – где остается до заключения Тильзитского мира.

В 1809 году Прендель состоит адъютантом князя Голицына, командира вспомогательного корпуса в Австрии, в 1810 – числится при нашем после в Вене графе Шувалове. В том же году, за отличие по службе, производится в майоры, с переводом в Харьковский драгунский полк и назначением адъютантом к Генералу Дохтурову, в Дубно.

В сентябре в Дубно прибыл нарочный курьер с Высочайшим повелением майору Пренделю «под видом” адъютанта Генерала Ханыкова, (бывшего посланником при Саксонском Дворе, в Дрездене), состоять при Главной Квартире Императора Наполеона, где, однако, он вскоре был заменён полковником Чернышевым (будущим Светлейшим Князем) и уже «под чужим видом”, во исполнение той же Высочайшей инструкции, отправился на разведку в Италию, Голландию и Германию.

Лишь в 1812 году, уже под Смоленск, вернулся Прендель в Россию и под командой генерала Винцингероде, принял участие в сражениях. Затем он назначается в распоряжение Главнокомандующего и «до окончательного изгнания неприятеля из пределов России – начальствует над партизанским отрядом и 12 Сентября того же 1813 года «за отличие в партизанских делах” Прендель производится в подполковники. Согласно его послужному списку, Прендель «действовал в тылу неприятеля во время занятия им Москвы” и «захватил насколько курьеров, 2.000 нижних чинов, вредил обозам и делал из них добычу”, действуя между Можайском и Гжатском.

Будучи опять под командою генерала Винцингероде, за отличие в бою под Калишем, Прендель производится в полковники. В Феврале 1813 г. он переправился через Одер с 350-ю казаками и, следуя за французским корпусом Ренье к Дрездену, захватил в плен несколько сот французов, полевой лазарет и 400 коней. Переплыв затем Эльбу, он вторгается в Дрезден и выделяет часть своих казаков для эскортирования Великой княгини Марии Павловны, направлявшейся в Богемию.

До Люценского сражения, за которое Прендель получил Орден Святого Владимира 3 степени, он действует с двумя казачьими полками против корпуса короля Итальянского и берет в плен 30 офицеров и 70 нижних чинов. Затем он опять в тылу противника и ко дню заключения перемирия, 4 июля, его добыча заключается в пленении 7 курьеров и 900 нижних чинов. В августе, после окончания перемирия, Прендель подчиняется шведскому наследному принцу и продолжает рыскать по тылам противника. Отряд Пренделя захватывает 40 офицеров и 263 нижних чина. Во время боя при Денневице он берет в плен, опять же в тылу французов, 7 офицеров, 900 нижних чинов, пушку, 3 зарядных ящика и истребляет много обозов. Переправившись снова через Эльбу, все с теми же двумя казачьими полками, он сбивает врага с позиции и с тыла прокрадывается в Лейпциг. До знаменитой «битвы народов”, он берет в плен 9 офицеров и 223 нижних чина, а во время сражения, ему поручено наблюдение за дорогами из крепостей Торгау и Виттенберт и он берет в плен еще 7 офицеров и 800 нижних чинов, а кроме того истребляет обозы.

У зятя Пренделя сохранялась своеобразная печать, о которой мог бы мечтать любой музей, употреблявшаяся Пренделем в то время. Когда им захватывались неприятельские курьеры, он, конечно, отбирал у них все документы и депеши, наиболее важные – посылались в свои штабы, а все малоценные, с теми же курьерами, он отсылал обратно неприятелю, приложив к ним печать с изображением конного казака и надписью на немецком языке: «Привилегированная Казачья почтовая контора”. Тогда же за «голову” Пренделя французы назначили крупную сумму денег. Такой «чести” кажется не был удостоен ни один из наших партизан.

За все эти действия, в период Лейпцигской битвы, Прендель был награжден Орденом Святой Анны 2 степени с алмазами. Шведы дали ему орден Северного меча 2 степени, а пруссаки орден Красного Орла.

Сразу же после Лейпцигской победы, император Александр I лично назначил Пренделя комендантом этого города. Эту должность Прендель занимал до 1816 года. Однако, будучи губернатором Лейпцига, он участвовал во взятии Парижа в 1814 году, куда, по словам некролога, он был заранее послан, переодетый евреем.

Благодарные жители Лейпцига и Альтенбурга вручили своему коменданту В.А.Пренделю диплом почетного гражданства и медаль в память Лейпцигского сражения, занесенную в послужной список и носимую Пренделем с согласия, хорошо его знавшего, императора Александра I. На могиле, умершего в Лейпциге, малолетнего сына Пренделя жителями был установлен памятник.

За заботы Пренделя об оставленных в Лейпциге французами 51000 раненых и пленных (23 генерала, 700 офицеров и 19000 нижних чинов), впоследствии французское правительство наградило Пренделя Командорским крестом ордена Почетного Легиона, а Саксонское и Баварское орденами «За гражданские заслуги».

С 1816 до І8І9 года Прендель был комендантом Саксонских военных дорог. В 1819 году с переводом в Киевский драгунский полк вернулся в Россию и был назначен офицером для особых поручений при Командующем 1-й армией Генерале Сакене. В Киеве в том же году ему Высочайше жалуются 2000 десятин земли. В 1828 году Прендель награждается орденом Святого Георгия 4-й степени «за 25-ю службу в офицерских чинах в Русской армии». В І834 году Пренделя снова отправляют в политическую командировку в Галицию, за которую он произведен в генерал-майоры. В І835 году Прендель выходит в отставку с мундиром и полной пенсией и поселяется в Киеве.

Оглядываясь на служебное поприще Пренделя, мы можем отметить его непрерывную штабную деятельность с частыми ответственными командировками за границу или в роли офицера-разведчика, или с дипломатическими задачами. Строевая же его служба выразилась лишь в командовании партизанскими отрядами, силою до бригады. Он не командовал ни эскадроном, ни полком, т.е. не поднимался по нормальной иерархической лестнице каждого русского офицера. Когда, немецкое историческое общество покусилось купить его мемуары, для их опубликования, Прендель ответил: «Жизнь и деяния мои принадлежат моим Царям-благодетелям и России, моему второму Отечеству, где живу и намерен умереть».

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!